Название статьи

«БЕЗ ВАС ОЧЕНЬ СИРОТЛИВО»: М. ГОРЬКИЙ И КИНОДРАМАТУРГ А.С. ВОЗНЕСЕНСКИЙ (ПО НОВЫМ МАТЕРИАЛАМ ИЗ АРХИВОВ ИМЛИ РАН)

Автор/ы

А.Г. Плотникова

Сведения об авторе/авторах

Анастасия Геннадьевна Плотникова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1866-0608

E-mail: aplotnikovaimli@gmail.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2024

Номер журнала

Т. 71

Страницы

С. 125–136

Дата поступления статьи

04.02.2023

Дата одобрения рецензентами

01.06.2023

Дата публикации

25.03.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-71-125-136

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3(2 Рос=Рус)1

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 23-28-00421 «М. Горький в кругу искусств»

Аннотация

В статье, основанной на новых архивных материалах из московского Архива А.М. Горького и Отдела рукописей ИМЛИ РАН, восстанавливается история взаимоотношений М. Горького и яркого представителя Серебряного века А.С. Вознесенского, поэта, прозаика, драматурга, киносценариста, критика, мемуариста, собирателя автографов, сыгравшего значимую роль в литературном процессе. Их пути нередко шли параллельно, это были люди похожих убеждений и одного круга общения. Известно лишь об одной их встрече, случившейся в Москве в 1902 г., однако связь их осуществлялась через письма и общих знакомых. Пять писем Вознесенского, хранящихся в архивах Института мировой литературы Российской академии наук, охватывают период с 1910 по 1936 гг. В письмах Вознесенский рассказывает о себе, о трудном положении советских литераторов, о трагической судьбе писателя Андрея Соболя. Горький в письме от 1910 г. дает оценку неизвестной ранее пьесы А.С. Вознесенского. Эти материалы позволяют не только более полно осветить жизненный и творческий путь Вознесенского, но и уточнить некоторые факты биографии М. Горького, а также в целом расширить представления о литературном процессе первой трети ХХ в.

Ключевые слова

М. Горький, А.С. Вознесенский, переписка, архив, ранний кинематограф, немое кино, ИМЛИ РАН, литературный процесс.

Список литературы

 Исследования

1 Гращенкова И.Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. М.: Щербинская типография, 2005. 432 с.

2 Плотникова А.Г. «Кинематограф будущего» — неосуществленный проект М. Горького // Вестник Костромского государственного университета. 2018. № 1. С. 34–37.

3 Пятницкий М.С. У истоков пластической режиссуры (К.А. Марджанов в работе над драмой без слов «Слезы» // Пьеса и спектакль: сб. ст. Л.: Искусство, 1978. С. 137–151.

4 Kovalova A. Aleksandr Voznesenskii, the “Kinemo-Shakespeare”: Notes on the First Russian Cinema Dramatist // Slavonic and East European Review. 2018. Vol. 96. № 2. P. 208–243.

Источники

5 Анкета «Люди искусств о кинематографе» // Театр (Петроград). 1915. № 1755. 24 окт.

6 Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России: Фильмографическое описание. М.: Госкиноиздат, 1945. 192 с.

7 Вознесенский А.С. Встречи с Брюсовым / предисл. Ю.А. Красовского // Из истории кино. М.: Искусство, 1968. Вып. 7. С. 92–97.

8 Вознесенский А.С. Искусство экрана. Киев: Сорабкоп, 1924. 146 с.

9 Вознесенский А.С. Кинодетство (глава из «Книги ночей») // Искусство кино. 1985. № 11. С. 75–93.

10 Вознесенский А. Маленькие самоубийцы // Одесские новости. 1902. № 5709. 4 августа. С. 3.

11 Вознесенский А.С. Несколько минут у Максим Горького (Впечатления и мысли) // Одесские новости. 1902. № 5780. 20 октября. С. 3.

12 Вознесенский А.С. Новое вино: повесть. М.; Л.: Госиздат, 1928. 159 с. (Серия: «Универсальная библиотека»)

13 Вознесенский Ал. «Нужно работать!» // Одесские новости. 1902. № 5689. 14 июля. С. 2

14 Вознесенский А. Письмо от незнакомого господина [об институте брака] // Одесские новости. 1902. № 5800. 10 ноября. С. 2.

15 Вознесенский А.С. Сотая жена. М.: Недра, 1928. 200 с.

16 Горький М. Инсценировка истории культуры // Жизнь искусства. 1919. № 251. 25 сент. С. 2.

17 Горький М. Полн. собр. соч. Письма: в 24 т. М.: Наука, 2001. Т. 8. 608 с. М.: Наука, 2012. Т. 15. 968 с.

18 Желябужский Ю.А. Воспоминания об отношении Горького к кино // Плотникова А.Г. Горький и кинематограф. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 216–229.

19 Кузмин М. Заметки о русской беллетристике // Аполлон. 1910. № 4. С. 64–67.

20 Открытие «Студии экранного искусства» // Кино-газета. 1918. № 6. С. 4.

21 Провинция // Обозрение театров. 1908. № 596. С. 5–6.

22 Ренц И. На съемке. М.: Кинопечать, 1926. 48 с.

23 Ренц И. Современный кудесник. М.: Огонек, 1925. 46 с.

24 Ренц И. Чай. М.: Огонек, 1926. 64 с.

25 «…Россия — это мое» Письма Андрея Соболя Владимиру Лидину (1916–1926) / публ., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. В. Хазана // Toronto Slavic Quarterly. 2012. № 41. С. 169–317.

26 Список И.Н. Ракицкого / публ. Е.В. Кудриной // Время Горького и проблемы истории. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 101–129.

27 Ходасевич В.М. Портреты словами. М.: Сов. писатель, 1987. 320 с.

28 Эрих Вейнерт говорит: Стихи / пер. Ал. Вознесенского; предисл. Ал. Дейча. М.: Журн.-газ. объединение, 1932. 32 с. (Библиотека «Огонек» № 38 (691))

29 Юренева В.Л. Записки актрисы. М.; Л.: Искусство, 1946. 238 с.

PDF-файл

Скачать