Название статьи

АРХИТЕКТУРА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА: К ПРОБЛЕМЕ НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Автор/ы

М. Н. Громов

Н. А. Куценко

Сведения об авторе/авторах

Михаил Николаевич Громов — доктор философских наук, Институт философии Российской академии наук, Гончарная ул., д. 12, стр. 1, 109240 г. Москва, Россия. E-mail: gromov@iph.ras.ru

Наталья Александровна Куценко — доктор философских наук, Институт философии Российской академии наук, Гончарная ул., д. 12, стр. 1, 109240 г. Москва, Россия. E-mail: operatorst9@gmail.com

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2020

Номер журнала

Т. 57

Страницы

С. 33-42

Дата поступления статьи

23.03.2020

Дата публикации

28.09.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-33-42

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71.1

Аннотация

Древнерусское искусство, с одной стороны, разделяется на ряд направлений: архитектуру, живопись, прикладное искусство, литературу, музыку. Эти направления достаточно хорошо изучены видными российскими и зарубежными специалистами. С другой стороны, древнерусское искусство представляет собой целостный феномен, который во всех своих направлениях недостаточно изучен. Имеются, однако, серьезные наработки профессоров Д. С. Лихачева, В. Л. Янина, Г. М. Прохорова, В. Г. Брюсовой и других, которые были учтены в настоящем исследовании. Целью нашего исследования было рассмотрение древнерусского искусства в его целостности на всем многовековом пути развития. В данном случае были применены методы комплексного источниковедения и интеграции источников, что дало новые положительные результаты. В рамках древнерусского искусства наиболее репрезентативной является архитектура. На ее основе существует живопись, прикладное искусство, пение и многое другое. Пройдя через эпохи византийского, удельного, монументального и барочного этапов, древнерусское зодчество представляет собой наиболее зримое и сущностное воплощение данных эпох. В XVII в. в эпоху барокко древнерусская архитектура вместе с литературой, изобразительным искусством, пением начинает изменяться в направлении новоевропейской тенденции.

Ключевые слова

искусство, архитектура, античный храм, европейский, византийский, интерьер храма, экстерьер храма, Средневековье.

Список литературы

1 Болтунова А. И. Город и общественная жизнь // Античная цивилизация.
М.: Наука, 1973. 270 с.

2 Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. М.: Наука, 1990. С. 5–27.

3 Виолле ле Дюк. Беседы об архитектуре: в 2 т. / пер. с фр. А. А. Сапожникова, под ред. А. Г. Габричевского. М.: Изд-во всесоюзной академии архитектуры, 1937. Т. 1. 489 с. 

4 Вистара. Архитектура Индии: Каталог выставки / под ред. Кармена Кагала. Бомбей: Тата пресс Лимитед, 1987. 239 с.

5 Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1971. Т. 3. 623 c.

6 Гропиус В. Границы архитектуры / пер. с англ. М.: Искусство, 1971. С. 111–112.

7 Завадская Е. В. Художественный образ утопической мысли // Китайские социальные утопии. М.: Наука, 1987. 249 с.

8 Ильин М. А. Каменная летопись Московской Руси. М.: Изд-во МГУ, 1966.
С. 191–192.

9 Комеч А. И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве // Искусство Западной Европы и Византии. М.: Наука, 1978. С. 208–223.

10 Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец ХIХ–XX в. М.: Искусство, 1972. 687 с.

11 Мурина Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М.: Искусство, 1982. 192 с.

12 Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.: Искусство, 1985. 296 с.

13 Райт Ф. Л. Будущее архитектуры / пер. с англ. М.: Госстройиздат, 1960. 248 с.

14 Тиц А. А., Воробьева Е. В. Пластический язык архитектуры. М.: Стройиздат, 1986. С. 132–137.

15 Bouyer L. Architettuta е liturgia. Magnano, 1994. P. 43–48.

16 Danielon J. Le signe du temple oudc la presence de Dieu. Paris, 1990.

17 Norberg-Schulz С. Late Barogue and Rococo Architecture. London, 1990. 

18 Wolska W. La Topographie chretierme de Cosmos Indicopleustes. Paris: Presses Universitaires de France, 1962. P. 116–117.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации