Название статьи

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И ТЕОКРАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В. С. СОЛОВЬЕВА В ОЦЕНКАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Автор/ы

К. В. Ворожихина

Сведения об авторе/авторах

Ксения Владимировна Ворожихина — кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Институт философии Российской академии наук, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, 109240 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6500-0357. E-mail: x.vorozhikhina@gmail.com

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2021

Номер журнала

Т. 61

Страницы

С. 115–126

Дата поступления статьи

15.04.2020

Дата публикации

28.09.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-115-126

Индекс УДК

008+1(091)

Индекс ББК

71+83.3(2Рос=Рус)52+87.3(2)53

Финансирование

Исследование проведено при поддержке РФФИ, грант № 18-012-90027

Аннотация

Статья посвящена анализу рецепции мыслителями Серебряного века (Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, В. В. Розановым, Вяч. И. Ивановым, Д. С. Мережковским, Д. В. Философовым, Е. Н. Трубецким, А. С. Волжским (Глинкой), С. А. Аскольдовым (Алексеевым) и др.) общественных и теократических идей Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева. Достоевский и Соловьев развивали идеал «христианской политики», согласно которому государственная и общественная сферы освящаются духовным авторитетом церкви и направляются к высшей цели — строительству Царства Божьего на земле. Призыв, прозвучавший в Пушкинской речи Достоевского, так же как и теократические пророчества Соловьева остались практически не понятыми и не востребованными современниками; в начале XX в. эти идеи стали вновь обсуждаться. Для мыслителей религиозного возрождения Достоевский и Соловьев являются ключевыми фигурами. Великий романист стал провозвестником христианской свободы, отвергающей все земные авторитеты, а также предтечей религиозной революции, отрицающей любую человеческую власть во имя боговластия. Несмотря на то что мыслители Серебряного века в значительной степени были свободны от философских доктрин Соловьева, он стал пророком «нового религиозного сознания», задав проблематику для дальнейшего развития русской мысли и поставив вопросы о религиозной общественности, о роли церкви, о религиозном оправдании культуры, о смысле брака и половой любви, а также подарив веру в возможность обновления исторического христианства.

Ключевые слова

теократия, христианская политика, христианское государство, «Великий инквизитор», Пушкинская речь, В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский, Серебряный век, религиозное возрождение, религиозная революция.

Список литературы

1 Аскольдов (Алексеев) С. А. Владимир Святой и христианское государство и ответ на корреспонденцию из Кракова. М.: Путь, 1913. (рецензия) // Русская мысль. 1913. Май. С. 171–172.

2 Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+, 1999. 464 с. 

3 Бердяев Н. А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева // Книга о Владимире Соловьеве. М.: Сов. писатель, 1991. С. 355–373.

4 Бердяев Н. А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008. 318 с.

5 Булгаков С. Н. Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой (параллели) // Литературное дело. СПб.: Тип. А. К. Колпинского, 1902. С. 119–139. 

6 Булгаков С. Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип // Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 1 (61). С. 826–863. 

7 Булгаков С. Н. О Вл. Соловьеве // Вл. Соловьев: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГА, 2002. T. 2. С. 682–587. 

8 Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках С. А. Аскольдова, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, В. Ф. Эрна и др. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 753 с.

9 Волжский (Глинка) А. С. Святая Русь и русское призвание. М.: Тип. тов-ва И. Д. Сытина, 1915. 88 с. 

10 Иванов В. И. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания // Книга о Владимире Соловьеве. М.: Сов. писатель, 1991. С. 344–354.

11 Лопатин Л. П. Памяти Вл. Соловьева // Книга о Владимире Соловьеве. М.: Сов. писатель, 1991. С. 448–455.

12 Мережковский Д. С. Пророк русской революции (К юбилею Достоевского) // Мережковский Д. С. Полн. собр. соч.: в 24 т. М.: Тип. тов-ва И. Д. Сытина, 1914. Т. XIV. С. 188–238.

13 Победоносцев К. П. Письма к Александру III: в 2 т. М.: Новая Москва. 1926. Т. 2. 384 с.

14 Розанов В. В. Католицизм и Россия // Розанов В. В. Собр. соч.: в 30 т. М.: Республика, 2011. Т. 21. С. 103–110.

15 Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе. Опыт критического комментария // Розанов В. В. Собр. соч.: в 30 т. М.: Республика, 1996. Т. 7. С. 7–158.

16 Розанов В. В. Размолвка между Достоевским и Соловьевым // Розанов В. В.  Собр. соч.: в 30 т. М.: Республика, 1996. Т. 7. С. 439–445.

17 Соловьев В. С. История и будущность теократии // Соловьев В. С. Собр. соч.: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. T. IV. 658 с.

18 Соловьев В. С. Письма: в 4 т. / под ред. Э. Л. Радлова. СПб.: Общественная польза, 1909. Т. 2. 268 с.

19 Соловьев В. С. Русская идея // Вопросы философии и психологии. 1909. Кн. V (100). С. 323–356.

20 Соловьев В. С. Владимир Святой и христианское государство и Ответ на корреспонденцию из Кракова. М.: Путь, 1913. 51 с.

21 Соловьев С. М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М.: Республика, 1997. 432 с.

22 Тихомиров Л. A. Тени прошлого. Воспоминания. М.: Изд-во журнала «Москва», 2000. 720 с.

23 Трубецкой Е. Н. Владимир Соловьев и его дело // Книга о Владимире Соловьеве. М.: Сов. писатель, 1991. С. 456–471.

24 Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева: в 2 т. М.: Путь, [издание автора], [1913]. Т. 1. 654 с.

25 Трубецкой Е. Н. Предисловие // Соловьев В. С. Владимир Святой и христианское государство и ответ на корреспонденцию из Кракова. М.: Путь, 1913. С. 3–12.

26 Философов Д. В. Правда Владимира Соловьева // Речь. 1911. 16 мая. № 132. С. 3.

PDF-файл

Скачать