Название статьи

ТВЕРСКИЕ КИТЕЖИ И АТЛАНТИДЫ АРХАИЧЕСКИЙ МИФ В СОВРЕМЕННОМ ИСПОЛНЕНИИ

Автор/ы

М.В. Строганов

Сведения об авторе/авторах

Михаил Викторович Строганов — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7618-7436
E-mail: mvstroganov@gmail.com

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 67

Страницы

С. 95–111

Дата поступления статьи

07.02.2022

Дата одобрения рецензентами

03.08.2022

Дата публикации

28.03.2023

Индекс DOI:

https:/doi.org/10.37816/2073-9567-2023-67-95-111

Индекс УДК

Ш23(2Рос-4Тве)6-440

Индекс ББК

398(470.331)

Аннотация

Город является естественным оформлением человеческой цивилизации, и человек мог начать свое формирование только в городе. Сердцем города был храм, поскольку именно в нем поддерживался обожествляемый огонь и, следовательно, жизнь. Существуют два варианта мифологического образа города-храма: непорочный город-дева (Иерусалим) и грешный город-блудница (Вавилон), — и соответственно два варианта судьбы: Китеж и Атлантида. Пространство Тверской области, в том числе города, судьба которых связана с водой, постоянно мифологизируется. В легендах по типу китежской, сообщая об ушедших под воду церквах или населенных пунктах, либо не говорят о причинах этих явлений, либо указывают, что данные катастрофы были наказанием за неназываемые грехи. В начале 2000-х гг. сформировалась легенда родноверческого характера, что Китеж-град (этот Китеж, впрочем, уже не имеет ничего общего с городом-девой) располагался именно в Тверской области, на берегу реки Мологи в Максатихинском районе. Однако к настоящему времени по причине смерти создателя данная легенда перестала быть актуальной и встречается только в документах 2000-х гг. В отличие от тверского Китежа, словосочетание Тверская Атлантида в последнее время все более устойчиво бытует в Тверской области в качестве туристического бренда. Это понятие распространяется на города, которые были затоплены при строительстве гидроэлектростанций на реке Волге: Корчева, Калязин, вокруг колокольни которого сформировался ряд легенд, и Весьегонск. Тверская Атлантида согласно легенде не была блудницей и погибла не за свои грехи, а по воле советского правительства. Поэтому народное сознание присваивает затопленным объектам свойства святости и чистоты. Тверской Китеж — не Китеж-дева и гибнет по грехам своим, а тверская Атлантида — не Атлантида-блудница, и в рассказах о затопленных городах нет намеков на их греховность, более того, в них подчеркивается святость и праведность. Вместе с тем нельзя сказать, что инвариантные мифологические модели оказались забытыми, однако они работают в настоящее время в противоположном направлении. Эта смена смыслового вектора объясняется тем, что переселение жителей и затопление городов происходило не по Божьей воле, а мирской властью, и жители не осознавали события как наказание за свои грехи. Мышление остается мифологичным, даже если люди не осознают это.

Ключевые слова

город, мифология, легенда, Китеж, Атлантида.

Список литературы

1 Гавришенко М. Мифы и легенды Тверского края // Тверские вѣдомости. URL: https://vedtver.ru/news/society/mify-i-legedy-tverskogo-kraya/ (дата обращения: 03.09.2020).

2 Галай Ю.Г. Автор первой публикации о Граде Китеже на светлоярском озере С.П. Меледин // Град Китеж, озеро Светлояр в русской культуре: Сборник докладов. Н. Новгород: [б. и.], 1995. С. 38–44.

3 Где же тот самый град Китеж? // Tver.bezformata.com. URL: https://tver.bezformata.com/listnews/tot-samij-grad-kitezh/10983878/ (дата обращения: 03.09.2020).

4 Глинка Ф.Н. Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, в Бежецком уезде // Русский исторический сборник. М.: В Университетской тип., 1837. Т. 1. Кн. 2. С. 3–29.

5 «Град Китеж — обитель Богов Сварга» (якобы древняя столица); какой области // Otvet.mail.ru URL: https://otvet.mail.ru/question/12323706 (дата обращения: 01.02.2023).

6 Град Китеж — обитель Богов Сварга // Форум Кафе-караоке «Гнездо Кота Путешественника». URL: http://atv.mybb.ru/viewtopic.php?id=134&p=5 (дата обращения: 16.03.2023).

7 Затопленный город // Странствие.com. URL: http://stranstvie.com/text/189 (дата обращения: 03.09.2020).

8 Колокольня в Калязине — символ непотопляемой православной России // Народный дом. Возрождение исторических и культурных традиций. URL: http://rusnardom.ru/kolokolnya-v-kalyazine-simvol-nepotoplyaemoy-pravoslavnoy-rossii/ (дата обращения: 03.09.2020).

9 Колокольня Никольского собора // Tripadvisor.ru. URL: https://www.tripadvisor.ru/ShowUserReviews-g1801912-d3633036-r504047217-Nikolsky_Cathedral_Bell_Tower-Kalyazin_Kalyazinsky_District_Tver_Oblast_Central.html (дата обращения: 03.09.2020).

10 Комарович В.Л. Китежская легенда: Опыт изучения местных легенд: Труды Отдела древней литературы. М.; Л.: Академия наук СССР, 1936. 184 с.

11 Кременецкая Т.Н. В Тверском углу: Материалы для энциклопедии «Тверская деревня». М.: [б. и.], 2000. 82 с.

12 Кременецкая Т.Н., Волчков А.Ю. Тверская Атлантида: (размышления над руинами) / Кременецкая Т.Н., Волчков А.Ю. М.: Миттель Пресс, 2010. 197 с.

13 Криничная Н.А. Русская мифология. Мир образов фольклора. Москва: Академический Проект; Гаудеамус, 2004. 1008 с.

14 Криничная Н.А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2005. Вып. 4. С. 53–66.

15 Криничная Н.А. Мифология воды и водоемов. Былички, бывальщины, поверья, космогонические и этиологические рассказы Русского Севера: Исследования. Тексты. Комментарии. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2014. 390 с.

16 Круглов С.Н. Калязинская колокольня. Б. м.: ИП Верхов С.И., 2016. 32 с.

17 Кулагина А.В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX – начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Архангельск: Поморский университет, 2004. Вып. 2. С. 131–141.

18 Наша Атлантида // Аргументы и факты. № 21. URL: https://tver.aif.ru/archive/1734838?utm_source=aifrelated&utm_medium=click&utm_campaign=aifrelated (дата обращения: 03.09.2020).

19 Привидения в Тверской области // Тверская область, информационно туристический портал. URL: http://vavilon-plen.ru/publ/statistika/prividenija/prividenija_v_tverskoj_oblasti_1/69-1-0-12414 (дата обращения: 03.09.2020).

20 Подрядчиков В.А., Лапин Н.Н. Легенды о местонахождении административного центра одной из волостей Бежецкого верха Городец Палец: Материалы экспедиций 2013–2014 годов // Тверское фольклорное поле: Материалы научно-практических конференций 2013–2015 годов: сб. научн. ст. Тверь: ООО «СФК-офис», 2018. Вып. 6. С. 112–116.

21 Романов К.С. Сюжет «о граде Китеже» в фольклоре народов мира (на примере русской, американской аборигенной и французской традиции) // Вестник Московского университета. Серия 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 1. С. 111–119.

22 Рябцев А. Затопленная колокольня в Калязине «вышла» воды // Msk.kp.ru. URL: https://www.msk.kp.ru/daily/26216.7/3099874/ (дата обращения: 03.09.2020).

23 Сердюк В. Калязин — Тверской «Китеж-граж» // О Твери и не только. История Тверского края: культура, достопримечательности, люди и судьбы. URL: https://v1serdyuk.ru/istoriya/kalyazin-tverskoy-kitezh- (дата обращения: 03.09.2020).

24 «Символ стойкости православной России»: завершена реставрация Калязинской колокольни // Журнал Фома. URL: https://foma.ru/simvol-stojkosti-pravoslavnoj-rossii-zavershena-restavracija-kaljazinskoj-kolokolni.html (дата обращения: 01.02.2022).

25 Сумцов Н.Ф. Сказания о провалившихся городах // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Харьков: Тип. Губ. прав., 1896. Т. 8.
С. 297–305.

26 Тайна всплывшей «Русской Атлантиды» — Никольской колокольни в Калязине — оказалась на поверхности // Tvernews.ru. URL: https://tvernews.ru/news/174469/ (дата обращения: 03.09.2020).

27 Тайны старого города // Отдых в России. URL: http://rustur.ru/tajny-starogo-goroda (дата обращения: 03.09.2020).

28 Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987. С. 121–132.

29 Турист Борис. Тверской Китеж-град ЛОНГРИД // Новости Твери. URL: http://tver-news.net/sport/2019/02/05/5617.html (дата обращения: 03.09.2020).

30 Шестаков В.П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995. С. 6–32.

31 Шешунова С. Град Китеж: трансформации образа // Studia Rossica Posnaniensia. Poznań: Adam Mickiewicz University Press, 2003. Vol. XXXI. Р. 65–71.

30 Даль В. Картины из русского быта: I. Поверка; II. Беглянка; III. Вор; IV. Сухая беда; V. Находка; VI. Искушение; VII. Цыганка; VIII. Капитанша; IX Кандидаты // Отечественные записки. 1848. № 2. С. 231–264.

31 Короленко Вл. В пустынных местах // Русское богатство. 1914. № 5. С. 5 33.

32 Короленко Вл. В пустынных местах // Русское богатство. 1914. № 6. С. 70 118.

33 Короленко Вл. На Светлояре // Юбилейный сборник Литературного фонда. 1859 1909 / [сост. и ред. С.А. Венгеров]. СПб.: Общественная польза, [1910].
С. 435 444.

34 Короленко В.Г. В пустынных местах (Из поездки по Ветлуге и Керженцу) // Короленко В.Г. Полн. собр. соч. СПб.: Изд. Т-ва А.Ф. Маркс, 1914. Т. 5.
С. 222 317.

35 [Меледин С.П.] Китиж на Светлояром озере / Из сведений, доставленных гражданином Семеновским Мелединым // Москвитянин. 1843. Ч. 6. № 12. С. 507–511.

36 Ратов В.А. Найдена культурная и духовная столица древних славян — чудо света — Небесный град «Китеж» — обитель Богов «Сварга»: [великая тайна и сокровища Тверской земли]. Тверь: ГЕРС, 2002. 35 с.

37 Ратов В.А. Китеж — земная Обитель Богов, как птица Фенист пробуждается из пепла на Моложской земле. Тверь: ГЕРС, 2003. Вып. 2. 31 с.

PDF-файл

Скачать