Название статьи

ПАРАДИГМА ИНИЦИАЦИИ В СКАЗКЕ «ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ»

Автор/ы

А. Худзиньска-Паркосадзе

Сведения об авторе/авторах

Анна Худзиньска-Паркосадзе — кандидат филологических наук, заместитель председателя Фонда Польская Наука, ул. Костюшки, д. 35, стр. 1, 44-100 г. Гливице, Польша. E-mail: parkosadze@interia.pl

Рубрика

Филологические науки

Год

2019

Номер журнала

Т. 51

Страницы

С. 99–115

Дата поступления статьи

05.11.2018

Дата публикации

28.03.2019

Индекс УДК

821.161.1+378.7

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)+82.3(2)

Аннотация

Статья посвящена инициационной модели в сказке «Василиса Прекрасная». Большинство исследователей рассматривает сюжет этой сказки в рамках женской инициации. Тем не менее автор статьи попытался представить данный процесс как инициацию в ведьмы. Предлагаемая модель состоит из семи этапов: 1) пробуждение и подготовка к новому этапу в жизни, 2) очищение и чувство одиночества и отчуждения, 3) начало процесса посвящения — приобщение к трансцендентному миру, 4) кульминация — иллюминация, приобретение свободы и знаний, 5) «темная ночь души» — возмездие, 6) приобретение мастерства — правильный труд, 7) мистическое соединение. Героиня сказки проходит путь испытаний, которые связывают ее с потусторонним миром и меняют ее статус — тогда она начинает принадлежать двум мирам одновременно — миру живых и миру мертвых. С момента совершения акта возмездия она становится полноправной ведьмой, которой предстоит еще усвоить мастерство управления своей судьбой (мотив тканья). Мотивная структура и элементы изображенного мира отсылают к культу Великой Богини Матери. С этой перспективы Баба Яга играет роль главной жрицы этого культа, которая посвящает Василису в его тайны.

Ключевые слова

Василиса Прекрасная, инициация, Баба Яга, ведьма, культ Великой Богини.

Список литературы

1 Василиса Прекрасная // Народные русские сказки / сост. А. Н. Афанасьев. М.: Худож. лит., 1979. 348 с. 

2 Верцинский А. Magia i religia. Szkice z antropologii religii. Kraków: NOMOS, 2010. 530 с. 

3 Вуйцицка У. Из истории русской культуры. Языческое наследие в традиционной культуре. Bydgoszcz: Wydawnictwo Uczelniane Akademii Bydgowskiej im. K. Wielkiego, 2002. 266 с. 

4 Гекман Н. А. Мифологические мотивы в рассказе А. П. Чехова «Ведьма» // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5. C. 13–16. 

5 გრაკლიან გორაზე აღმოჩენილი ახალი არტეფაქტი მსოფლიო დამწერლობის ისტორიის გარკვეულ ეტაპს შეცვლის // Babajana. URL: http://babajana.com/index.php?newsid=50842 (дата обращения: 22.10.2018).

6 Елеонская Е. Н. Сказка о Василисе Прекрасной и группа однородных с нею сказок // Сказка, заговор и колдовство в России: сб. трудов. М.: Индрик, 1994.
C. 42–50. 

7 Ефимкина Р., Горлова М. Психологическая инициация женщин // Gestaltclub.com. URL: https://gestaltclub.com/articles/gestalt-terapia/683-psihologiceskaa-iniciacia-zensin (дата обращения: 22.10.2018). 

8 Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. СПб.: Речь, 2006. 263 с.

9 Ефимова Е. В. Семантические универсалии «время» и «вечность» в русских народных сказках // Moluch.ru. URL: http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/23/550/ (дата обращения: 22.10.2018).

10 Жечицка М. Wtajemniczenie. Ezoteryczna proza rosyjska końca XIX – początku XX wieku. Gdańsk: Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, 2010. 506 с.

11 Зимина И. С. Современный вариант инициации в процессе взросления подростков // Cyberleninka.ru. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-variant-initsiatsii-v-protsesse-vzrosleniya-podrostkov (дата обращения: 22.10.2018).

12 Керлот X. Э. Словарь символов. Мифология. Магия. Психоанализ. М.: Рефл-бук, 1994. 608 c.

13 Клименко Н. Родовые женские сценарии изнутри // Psycholad.com.ua. URL: http://www.psycholad.com.ua/stati/o-zhenshchinakh/68-rodovye-zhenskie-stsenarii-iznutri.html (дата обращения: 22.10.2018).

14 Куздра Г. Новые книги // Magazines.russ.ru. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2006/80/kn33-pr.html (дата обращения: 22.10.2018).

15 Малаховская А. Наследие Бабы-Яги. Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX–XX вв. СПб.: Алетейя, 2006. 344 c.

16 Мелетинский Е. М. Структурно-топологическое изучение сказки // E-reading.club. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/46789/229/Propp_-_Istoricheskie_korni_Volshebnoii_Skazki.html (дата обращения: 22.10.2018).

17 Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа // Ruthenia.ru. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinskiy_e_m_geroy_volshebnoy_skazki.pdf (дата обращения: 22.10.2018).

18 Оестеррейхер-Моллво М. Leksykon symboli / пер. J. Prokopiuk. Warszawa.: tCHu doM wYdawniczy, 2009. 366 c. 

19 Прокопюк Е. Gnoza, gnostycyzm i manicheizm. Apologia pro domo sua // Gnosis.art.pl. URL: https://www.gnosis.art.pl/osoby/prokopiuk_gnoza_gnostycyzm_i_manicheizm.htm (дата обращения: 22.10.2018). 

20 Прокопюк Е. Droga do wtajemniczenia // Rozdroża, czyli zwierzenia gnostyka. Katowice: KOS, 2004. 232 c.

21 Прокопюк Е. Mistyka i gnoza — odrębności i podobieństwa // Herezja znaczy wolność. Białystok: Studio Astropsychologii, 2008. 236 c. 

22 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки // Rodnovery.ru. URL: http://www. /attachments/article/306/Propp_Istoricheskie_korni_Volshebnoj_Skazki.pdf (дата обращения: 20.06.2015).

23 Ритуалы и обряды славянской магии с использованием красного цвета // Krasnyj-cvet.ru. URL: http://krasnyj-cvet.ru/krasnyj-cvet/ritualy-i-obryady-slavyanskoj-magii-s-ispolzovaniem-krasnogo-cveta.html (дата обращения: 22.10.2018).

24 Рымарь А. Н. Некоторые проблемы анализа символических структур в волшебной сказке // Cyberleninka.ru. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-analiza-simvolicheskih-struktur-v-volshebnoy-skazke (дата обращения: 22.10.2018).

25 Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка // Evartist.narod.ru. URL: http://evartist.narod.ru/text15/006.htm (дата обращения: 22.10.2018).

26 Словарь славянской мифологии / сост. И. А. Мудрова. М.: Центрполиграф, 2010. 220 с.

27 Ткач Р. Самораскрытие женщины с помощью волшебной сказки «Василиса Прекрасная». СПб.: Речь, 2010. 62 c.

28 Топоров В. Н. Przestrzeń i rzecz / пер. B. Żyłko. Kraków: Universitas, 2004. 250 с. 

29 Ундерхиль Е. Mysticism: A Study in Nature and Development of Spiritual Consciousness // Сcel.org. URL: http://www.ccel.org/ccel/underhill/mysticism.pdf (дата обращения: 22.10.2018).

30 Фрай К. Василиса Премудрая: пробуждение интегральной женщины // Eroskosmos.org. URL: http://eroskosmos.org/vasilisa-integral-woman/ (дата обращения: 22.10.2018). 

31 Худзиньска-Паркосадзе А. Problem gatunku powieści Michaiła Bułhakowa «Mistrz i Małgorzata» // Zagadnienia Rodzajów Literackich. 2012. Nr 55\109. Z. 1. C. 81–95. 

32 Худзиньска-Паркосадзе А. Мистический аспект крови в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Krew — substancja, symbole, mitologia / под ред. D. Oboleńska, K. Arciszewska. Gdańsk: Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, 2012. C. 50–64.

33 Чернышов А. В. Архетипы древности в русской культурной традиции // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. Вып. 1. C. 349–356.

34 Штейнер Р. Die Geheimwissenschaft im Umriß // Anthroposophie.net. URL: http://www.anthroposophie.net/steiner/ga/bib_steiner_ga_013.htm (дата обращения: 22.10.2018).

35 Штемберг А. С. Герои русских народных сказок: кто они и почему ведут себя так, а не иначе? // Пространство и Время. 2011. № 4. C. 207–225. 

36 Элиаде М. Инициация: общий обзор // Religious-life.ru. URL: http://religious-life.ru/2012/11/eliade-initiation-obshhiy-obzor/ (дата обращения: 22.10.2018).

37 Эстес К. П. Бегущая с волками // Psylib.org.ua. URL: http://psylib.org.ua/books/estes01/ (дата обращения: 22.10.2018) 

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации