Название статьи

НОТОИЗДАТЕЛЬСКИЕ КАТАЛОГИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ МАГАЗИНОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВВ.: А. Л. БЕРНАРДИ, Б. В. КОРЕЙВО, В. Л. ИДЗИКОВСКИЙ (ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ)

Автор/ы

О. В. Радзецкая

Сведения об авторе/авторах

Ольга Владимировна Радзецкая — доктор искусствоведения, профессор, Академия им. Маймонида, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 52/45, 115035 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1595-1047
E-mail: aim@rguk.ru, olgabreman@yandex.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2022

Номер журнала

Т. 66

Страницы

С. 296–312

Дата поступления статьи

27.04.2022

Дата одобрения рецензентами

29.08.2022

Дата публикации

28.12.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-296-312

Индекс УДК

7.078

Индекс ББК

85.9(2)+78.35

Аннотация

Вторая половина XIX – начало XX вв. ознаменовались интенсивным ростом нотных издательств и магазинов на всей территории Российской империи. Во многих городах и губерниях начала интенсивно развиваться музыкальная торговля, напрямую связанная с высочайшим взлетом отечественного искусства, с процессами формирования академических традиций и расцветом национальной композиторской школы. Образовательные и культурно-просветительские задачи Русского музыкального общества (1859), последующее открытие Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий во многом оказались тождественны деятельности крупных производителей, принимавших самое активное участие в жизни этих организаций. В сравнение, провинциальные музыкальные издательства и магазины, в частности, А. Л. Бернарди в Одессе, Б. В. Корейво и В. Л. Идзиковского в Киеве, являются чуткими индикаторами культурных процессов в жизни страны, создают свою локальную историю, запечатленную в каталогах из фондов Российской государственной библиотеки. Здесь собран ценный материал, нигде ранее не публиковавшийся, позволяющий собрать и проанализировать коммерческие механизмы данных предприятий, их репертуарную концепцию и структурные особенности. Особый фактор — почетное звание комиссионера Императорского русского музыкального общества, устанавливающее деловой и творческий статус производителя, его передовые взгляды и позиции. Обращение к деятельности крупных и мало известных науке предпринимателей, специализирующихся на производстве, продаже нотной литературы, музыкальных инструментов и других художественных произведений, обусловлено интересом к становлению и развитию издательского дела. Масштаб этого явления во многом связывается с благими целями во имя российского искусства и образования, с долгосрочными перспективами развития музыкальной культуры, что позволяет расширить и дополнить диапазон ее восприятия.

Ключевые слова

русское нотоиздательское дело, провинциальные музыкальные магазины, каталог, А. Л. Бернарди, Б. В. Корейво, В. Л. Идзиковский.

Список литературы

1 А. И. Частная опера в Консерватории. «Моряк-скиталец» Р. Вагнера // Обозрение театров. 1907. № 207, 12 декабря. С. 13–14.

2 Адмиральский А. М., Белов С. В. Рыцарь книги. Очерки жизни и деятельности П. П. Сойкина. Л.: Лениздат, 1970. 214 с.

3 Бессель В. В. Материалы к истории нотоиздательского дела в России. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1895. 8 с.

4 Гринченко Н. А. Комиссионеры Императорской Публичной библиотеки // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 4 (29) (декабрь). С. 11–14.

5 Губарь О. Наши садовые музыкальные удовольствия // Вечерняя Одесса. 5 февраля. 2011. URL: http://vo.od.ua/rubrics/odessa-gody-i-sudby/16711.php (дата обращения: 08.01.2022). 

6 Захаров Ю. Видавництво Болеслава Корейва: до icтopїi нотовидання у XIX столітті в Україні // Інформаційні ресурси музичних бібліотек. Кiїв: Національна бібліотека України ім. В. І. Вернадського, 2008. С. 545–546. 

7 Иванов Г. К. Нотоиздательское дело в России: Историческая справка. М.: Сов. композитор, 1970. 63 с.

8 Идзиковские: Леон (1827–1865), Владислав (1864–1944). Издательская династия Идзиковских // История Киева. URL: http://kiev-history.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=503:--18271865--18641944---&catid=83:----xx---2&Itemid=106 (дата обращения: 02.02.2022).

9 Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г.: альбом. СПб.; М.: Изд-во Г. Гоппе, 1882. 256 с.

10 Каневцов Александр Александрович. Музыкальная энциклопедия // Gufo.me. URL: https://gufo.me/dict/music_encyclopedia/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%86%D0%BE%D0%B2_%D0%90_%D0%90 (дата обращения: 01.02.2022).

11 Каталог книг, относящихся к истории и этнографии Южно-Русского края и Малороссийских книг и нот, находящихся в продаже в книжных и музыкальных магазинах Болеслава Корейво. Киев: Тип. К. Н. Милевского, 1890. 32 с.

12 Каталог музыкальных сочинений, изданных нотным магазином и первою нотопечатнею на юге России А. Л. Бернарди в Одессе. Одесса: Тип. А. Шульце, 1886. 15 с.

13 Каталог нот и книг, изданных книжным и музыкальным магазином Леона Идзиковского. Киев: Тип. С. А. Спилиоти, 1899. 240 с.

14 Келдыш Г. В. Музыкальный энциклопедический словарь / отв. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672 с.

15 Краснова Е., Дроздовский А. Музыкальная Одесса // Морiя. Альманах. 2007. № 7. URL: http://a-pesni.org/dvor/odessa/notodessa.php (дата обращения: 12.01.2022).

16 Кунин М. Е. Из истории нотопечатания. Краткие очерки. М.: Сов. композитор, 1963. 78 с.

17 Логачева Н. В. Историческая роль П. И. Юргенсона в нотоиздательской деятельности во второй половине XIX – начале XX вв. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2015. № 3. С. 109–116.

18 Миллер Л. А., Сомов В. А. Парижский архив и библиотека семьи Бернарди // Musicus. Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. 2012. № 1. С. 15–22.

19 Радзецкая О. В. Русское нотоиздательское дело: коммерция и меценатство // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. 2019. № 1. С. 40–49.

20 Радзецкая О. В. Учебно-методическая литература для клавира и фортепиано в истории русского нотоиздательского дела. Каталоги фирмы «П. Юргенсон» из собрания Российской Государственной Библиотеки // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. 2020. № 17 (6). С. 657–668.

21 Радзецкая О. В. Учебно-методическая литература для фортепиано в каталогах музыкальных издательств второй половины XIX – начала XX вв. // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. 2021. Т. 18, № 6. С. 628–637.

22 Тутковский Николай Аполлонович // Национальная историческая энциклопедия. URL: https://interpretive.ru/termin/tutkovskii-nikolai-apollonovich.html (дата обращения: 02.02.2022).

23 Участие фирмы Трындиных во Всероссийских и международных выставках // Tryndin.narod.ru. URL: http://tryndin.narod.ru/Exhibition.htm (дата обращения: 21.01.2022). 

24 Хайруллина Г. Х. Издательское дело в Уфимской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Уфа, 2004. 24 с.

25 Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1984. 176 с.

26 Шевчук О. Видавництва музичні // Українська музична енциклопедія. Кiїв: Національна академія наук України, 2006. Т. 1. С. 346–349.

27 Шевчук О. Iдзiковськi // Українська музична енциклопедія. Кiїв: Національна академія наук України, 2008. Т. 2. С. 192–193.

28 50-летие музыкальной фирмы «Леон Идзиковский» в Киеве // Русская музыкальная газета. 1908. № 51–52. С. 1183–1186.

PDF-файл

Скачать