Название статьи

ТАПИССЕРИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРАХ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ МАСТЕРОВ

Автор/ы

В. Д. Уваров

А. С. Воякина

Сведения об авторе/авторах

Виктор Дмитриевич Уваров — доктор искусствоведения, профессор, Российский экономический университет им. С. Г. Плеханова, Стремянный пер., д. 36, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: artuwaroff@yandex.ru

Анастасия Сергеевна Воякина — магистрант, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия. E-mail: anastasiya.voyakina@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2019

Номер журнала

Т. 54

Страницы

С. 331–340

Дата поступления статьи

22.02.2019

Дата публикации

28.12.2019

Индекс УДК

745.52 + 746.1

Индекс ББК

85.128(2)

Аннотация

Цель статьи — показать основные примеры применения таписсерии (ковровых изделий) в общественных пространствах. Модификация данного вида искусства дает возможность выразительно согласовать элементы интерьера, наполняя его гармоническим совершенством. На основании проведенного исследования сделан вывод о художественной продуктивности взаимодействия таписсерии с предметно-пространственной средой в современных интерьерах. Художественный текстиль изучен как особый художественный элемент, формирующий общественный интерьер. Представлены выдающиеся произведения ручного ткачества разных российских мастеров. Рассмотрены таписсерии-ассамблажи Н. Мурадовой, использование в текстиле изобразительных средств типографики: И. Колесникова работает в направлении «летризм». Тенденция использования фотоприемов и фотоизображений присуща произведениям московского творческого дуэта Марины и Анны Нечепорук. Петербургские художники А. И. Ларионов и В. А. Ларионова создали таписсерию-занавес для советского консульства в поселке Баренцбург на Шпицбергене. Таписсерии С. Гавина воплощают качества высокого стиля, обращенного в прошлое, в сочетании с абсолютно современным почерком. Работы В. Бегиджанова оказались уместными как в современных интерьерах, так и интерьерах старинных зданий. Первые произведения А. И. Мадекина создавались под влиянием художников авангарда, в частности Малевича. Таписсьер В. Д. Уваров произведением «Пространство» опроверг представление о том, что в таписсерии практически невозможно воспроизвести чисто иллюзорные моменты. Введение таписсерии в общественный интерьер вызвало серьезные изменения в развитии текстильного искусства.

Ключевые слова

таписсерия, гобелен, шпалера, искусство ткачества, художественный текстиль.

Список литературы

1 Афонский С. А. Выявление соответствия латентных символов их смысловым значениям с помощью метода извлечения метафор // XXXI Международные Плехановские чтения. Сб. ст. асп. и мол. уч. М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. С. 293–299.

2 Афонский С. А., Смирнова Е. Г., Врублевский А. С. Искусство старых мастеров и современный дизайн // Инновации и инвестиции. 2014. № 12. С. 250–253.

3 Бещева Н. И. Гобелен в общественных интерьерах России 1970–1990 гг. На примере творчества мастеров Петербургской и Московской школ: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2004. 110 с.

4 Вельфлин Г. Основные понятия искусства. М.; Л.: Academia, 1930. 156 с.

5 Воронкова А. Сергей Гавин. Новая шпалера. Российская академия художеств. М.: [Б.и.], 2016. 63 с. 

6 Воякина А. С. Использование таписсерии в общественных пространствах // Всерос. науч.-практич. конф. «ДИСК-2018»: сб. материалов. М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2018. Ч. 3. С. 83–86.

7 Газизова А. Т. История развития ручного ткачества от гобелена до таписерий // Известия Самарского НЦ РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17, № 1–4. С. 989–991.

8 Гобелен (художественное ткачество): учеб.-метод. пособие / сост. С. Н. Кравченко. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2015. 123 с.

9 Доброва А. А., Уваров В. Д. Искусство таписсерии в интерьерах общественных зданий // Дизайн и искусство — стратегия проектной культуры XXI века (ДИСК-2016): сб. материалов Всерос. научн. конф. молодых исслед. М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2016. Ч. 3. С. 32–35.

10 Куракова Н. В. Ленинградский авторский гобелен в пространстве общественного интерьера // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). Мир художественной культуры. 2013. № 2 (27). С. 145–149. 

11 Курилко-Рюмин М., Гавин С. Гобелен. Каталог. М.: Изд-во галереи «Русский гобелен», 2002. 30 с.

12 Кусько Г. Д. Становление и развитие украинского советского гобелена: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1987. 21 с.

13 Мадекин А. Восстановленная традиция. Иваново: ИИТ «А-Гриф», 2018. 57 с.

14 Семизорова Л. Б. Особенности развития отечественного искусства гобелена (на примере творчества художников Екатеринбурга рубежа ХХ–ХХI вв.): автореф. дис. … канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2011. 29 с. 

15 Уваров В. Д. Авторская таписсерия в контексте мирового художественного процесса: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 2000. 42 с.

16 Уваров В. Д. Специфика взаимодействия тектоники архитектуры интерьера со структурной организацией монументальной таписсерии // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика. Материалы I междунар. науч. конф. / под ред. В. Б. Санжарова, Д. О. Антипиной. М.: Изд-во МГУДТ, 2016. С. 265–274. 

17 Уваров В. Д. Таписсерия, станковая и монументальная живопись // Сб. материалов междунар. науч.-технич. конф. «Инновации-2015». М.: Изд-во МГУДТ, 2015. С. 197–202.

18 Уваров В. Д. Специфика художественного языка таписсерии-гобелена // Научный поиск. Технологический центр. 2015. № 1.1. С. 63–65.

19 Цветкова Н. Н. Искусство ручного ткачества. СПб.: Изд-во СПбКО, 2014. 217 с.

20 Stolzl G. A Bauhaus szovomuhelye / A Bauhaus. Valogatas a mozgalom dokumentumaibol. Budapest: Gondolat, 1975. P. 196–197.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации