Название статьи

КОМПОЗИЦИЯ ПРЕДСТОЯНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ 1920–1930-Х ГГ. НА ФОНЕ ЭПОХИ (М. ЦВЕТАЕВА, А. АХМАТОВА, О. МАНДЕЛЬШТАМ)

Автор/ы

Т. И. Радомская

Сведения об авторе/авторах

Татьяна Игоревна Радомская — доктор филологических наук, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Институт славянской культуры, Хибинский пр., д. 6, 129137 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9442-7643. E-mail: radomtatig@gmail.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2020

Номер журнала

Т. 56

Страницы

С. 131–142

Дата поступления статьи

13.01.2020

Дата публикации

28.06.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-131-142

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

833 (2 Рос=Рус)6

Аннотация

В статье анализируется, как в контексте эпохи первой трети XX в. зарождается «композиция предстояния» человека перед Богом. В связи с этим рассматриваются религиозные искания «старших» и «младших» символистов, их «хождения в народ», в поисках «народного бога» и попытки создать свое богослужение. Объясняется это тем, что творчество символисты рассматривали очень широко, распространяли его и на сакральную область, и на реальность. Художественный текст строит судьбы людей по своему сюжету (одно из проявлений «жизнетворчества»). На судьбе поэтессы Черубины де Габриак показываются опустошающие итоги этих экспериментов, приводятся дневниковые записи поэтессы, анализирующие это. Последующие катаклизмы эпохи меняют и положение человека культуры. При общем разрушении он остается наедине с самим собой и Богом, что способствует зарождению в творчестве особой «композиции предстояния». Это понятие относительно поэтики и не только иконы, но и русского национального пейзажа было открыто Н. Н. Третьяковым. В статье показано своеобразие его воплощения в послереволюционных художественных текстах М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, которая названа нами условно «композицией предстояния». Нами показано, что она является значимой в художественных текстах названных авторов и определяет их типологические особенности. Это: соборное предстояние поэта и народа перед Богом, рождающее определенное пространство, восходящее к поэтике древнерусской литературы. Для него характерно единство живых и мертвых, снятие антиномии между жизнью и смертью и готовность к смерти. 

Ключевые слова

композиция предстояния, смерть, Воскресение, народ, игра, имя, небо, простор, Дом.

Список литературы

1 Ахматова А. Реквием, 1935–1940. Мюнхен: Тов-во Зарубежных Писателей, 1969. 24 с.

2 Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1984. 720 с.

3 Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 8. С. 56–76.

4 Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб.; М.: Изд-во Вольфа, 1882. Т. 3. С. 388–389.

5 Колобаева Л. А. Русский символизм. М.: Изд-во МГУ, 2001. 294 с.

6 Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: в 4 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1983. Т. 1. 750 с.

7 Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб.: Искусство-СПб, 2005. С. 118–167.

8 Мандельштам Н. Я. Вторая книга. М.: Московский рабочий, 1990. С. 393–397.

9 Мандельштам О. Э. Полн. собр. соч.: в 3 т. М.: Прогресс-Плеяда, 2009. Т. 1. 811 с.

10 Михайлов А. В. «Герой нашего времени» и историческое мышление формы // Обратный перевод. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 291–311. 

11 Молитвослов. Киев: Изд-во Киево-Печерской Лавры, 2011. 447 с.

12 Православный богослужебный сборник. М.: Издание Московской Патриархии, 1991. 352 с.

13 Пушкин А. С. Собр. соч.: в 9 т. М.: Academia, 1935. Т. 3. 410 с.

14 Радомская Т. И. «Берегите Гнездо и Дом» (Особенности историзма Цветаевой) // Марина Цветаева: «Берегите Гнездо и Дом…» / авт.-сост. Т. И. Радомская. М.: Совпадение, 2005. С. 79–167.

15 Смоленский В. А. «О гибели страны единственной…». М.: Русский путь, 2001. 288 с.

16 Сурат И. З. Ясная догадка // Звезда. 2013. № 10. С. 220–234.

17 Толстяков А. П. Пушкин и «Конек-Горбунок» Ершова // Ершов П. П. Конек-
Горбунок: Русская сказка в 3 ч. М.: Худож. лит., 1997. С. 229–243. 

18 Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь: Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. С. 84–121.

19 Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М.: Гнозис, 1995. Т. 1. С. 439–440.

20 Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 5–51.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации