Название статьи

МОДЕЛЬ НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИХ АППОЗИТИВНЫХ СОЧЕТАНИЙ В ПОЭМЕ-СКАЗКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ «МОЛОДЕЦ»

Автор/ы

О. А. Полякова

Сведения об авторе/авторах

Ольга Александровна Полякова — кандидат филологических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), ул. Большая Садовая, д. 69, 344002 г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: ruter_olga@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2019

Номер журнала

Т. 54

Страницы

С. 184–196

Дата поступления статьи

12.01.2019

Дата публикации

28.12.2019

Индекс УДК

811.161.1

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)6

Аннотация

Статья посвящена анализу структурных, семантических и функциональных особенностей народно-поэтических аппозитивных сочетаний в поэме-сказке М. Цветаевой «Молодец». Актуальность темы обусловлена тем, что зачастую только знание фольклорных основ и механизмов их усвоения писателем позволяет понять истинный смысл его произведений. Писатели и поэты обращались к фольклорным текстам, поскольку взаимовлияние фольклора (как средоточия народной мудрости) и литературы (как средства сохранения и передачи потомкам опыта, накопленного поколениями) всегда было плодотворным. Определяя два способа освоения фольклора писателями (прямое заимствование и создание вариаций, обработка, стилизация), автор анализирует особенности освоения М. Цветаевой такого фольклорного элемента, как аппозитивные сочетания. В статье приведена их классификация по лексико-семантическому принципу, согласно которой выделяются тавтологические геминации и семантические, в которых могут быть синонимические, определительные, коллективные и другие отношения между частями. К структурным особенностям аппозитивных сочетаний в поэме-сказке «Молодец» относятся их многокомпонентность и проницаемость. Кроме того, охарактеризованы основные функции аппозитивных сочетаний в поэме-сказке «Молодец» в зависимости от типа. Автор статьи приходит к выводу о том, что М. Цветаева создавала авторские аппозитивные сочетания по существующим фольклорным моделям, что позволило ей остаться в рамках традиции, но при этом усилить эмоциональность и семантическую емкость текстов ее произведений.

Ключевые слова

М. Цветаева, поэма-сказка «Молодец», фольклор, фольклоризм, аппозитивные сочетания. 

Список литературы

1 Александров В. Ю. Фольклоризм М. Цветаевой (стихотворная поэтика, жанровое своеобразие): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1989. 16 с.

2 Бертагаев Т. А. Об основных типах аппозитивных сочетаний в русском языке // Ученые записки МОПИ. 1955. Т. 32. Вып. 2. С. 37–52.

3 Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941. 248 с.

4 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1978–1980. Т. 1. 699 с. Т. 2. 779 с. Т. 4. 683 с. 

5 Зубова Л. В. Модель народно-поэтических аппозитивных сочетаний в поэзии М. Цветаевой // Язык жанров русского фольклора. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1983. С. 49–58. 

6 Иванова Л. П. Типология фольклоризма в русской музыке XX века: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. СПб., 2005. 35 с.

7 Каминская Е. А. Культурные смыслы традиционного фольклора как носителя пранаучного знания // Вестник славянских культур. 2015. № 2 (36). С. 92–100. 

8 Каминская Е. А. Современный музыкальный фольклоризм в актуализации традиционного фольклора: функциональный аспект проблемы // Вестник славянских культур. 2018. Т. 48. С. 76–82.

9 Корнилов Н. В. О грамматической связи компонентов в аппозитивных сочетаниях // Синергия наук. 2018. № 24. С. 1314–1319. 

10 Малахов А. С. Аппозитивные сочетания во «Владимирских проселках» В. Солоухина: функциональный аспект // Вестник ВлГУ. Серия: Социальные и гуманитарные науки. 2016. № 3 (11). С. 58–62.

11 Малахов А. С. К вопросу о синкретизме грамматической связи в аппозитивных сочетаниях // Вестник ВлГУ. Серия: Социальные и гуманитарные науки. 2014. № 1 (1). С. 62–69. 

12 Маркина С. В. Параллелизм форм в аппозитивных сочетаниях // Русский язык в школе. 2010. № 1. С. 58–64.

13 Потапова Ю. А. Аппозитивные сочетания: функционально-семантический аспект (по произведениям Ф. Абрамова) // Вестник научных конференций. 2015. № 2–4. С. 115–117. 

14 Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М.: Просвещение, 1968. Т. 3. 551 с. 

15 Справочник по фразеологии // Грамота.ру. URL: http://new.gramota.ru/spravka/phrases?alpha=%D0%A7 (дата обращения: 21.10.2019).

16 Тихонова Ю. В. Хоровая музыка Валерия Калистратова: к проблеме «фольклор и композитор сегодня»: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2014. 24 с.

17 Ткаченко О. Б. Сопоставительно-историческая фразеология славянских и финно-угорских языков: дис. … д-ра филол. наук. Киев, 1979. 299 с.

18 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М.: ГИХЛ, 1951. Т. 53. 563 с. 

19 Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка // Академик. URL: https://phraseology.academic.ru/8341/Через_пень_колоду (дата обращения: 21.10.2019).

20 Цветаева М. И. Молодец // Цветаева М. И. Стихотворения. Поэмы. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. С. 626–686.

21 Черных Н. В. Семантическая емкость слова в рамках теории семантического поля (на материале поэзии М. И. Цветаевой): дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2003. 293 с.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации