Название статьи

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО БЛАГОРОДНОГО СОСЛОВИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Автор/ы

Н. С. Фуражева

Сведения об авторе/авторах

Наталья Сергеевна Фуражева — кандидат культурологии, доцент, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1239-2286. E-mail: furazheva@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2021

Номер журнала

Т. 62

Страницы

С. 101–112

Дата поступления статьи

27.08.2021

Дата публикации

28.12.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-101-112

Индекс УДК

008

Индекс ББК

74.03(2)

Аннотация

В период наивысшего расцвета российской дворянской культуры (вторая половина XVIII – первая половина XIX столетия) происходят значительные изменения в системе воспитания и образования представителей благородного сословия. В допетровскую пору воспитание русского дворянина было направлено, прежде всего, на духовное усовершенствование и домовое устроение. В результате культурного влияния Западной Европы для российского дворянства появляются новые воспитательные и образовательные ориентиры, основанные на идеалах Просвещения. Главным в обучении становится подготовка к государственной службе и умение достойно представить себя в обществе. В это время большое значение приобретает литература нравственного содержания. В стране появляются мужские и женские закрытые учебные заведения, созданные по западному образцу. Обучение иностранным языкам, в первую очередь французскому, становится повсеместным. Для дворянских детей, обучающихся в домашних условиях, приглашаются иностранные учителя, гувернеры и гувернантки. В результате сочетания старых и новых идеалов воспитания и образования, соединявших в себе лучшие отечественные и европейские традиции в среде российского дворянства, постепенно формируются единые образовательные принципы.

Ключевые слова

русское дворянство, воспитание, образование, идеалы, Просвещение, пансионы, гувернерство, французский язык, западная культура, традиции, поведение, образцы, принципы.

Список литературы

1 Абрамов А. П. Отечественный и зарубежный опыт формирования личности в условиях военного образования. Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2010. 186 с.

2 Аурова Н. Н. Система военного образования в России: кадетские корпуса во второй половине XVIII – первой половине XIX века. М.: Изд-во ИРИ РАН, 2003. 250 с.

3 Барашев М. А. Воспитание и образование русского дворянства второй половины XVIII–XIX веков. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2005. 56 с. 

4 Бокова В. Отроку благочестие блюсти… Как наставляли дворянских детей. М.: Ломоносовъ, 2018. 248 с. 

5 Гроссман Л. Записки д'Аршиака: Петербургская хроника 1836 года. М.: ТЕРРА, 1997. 400 с.

6 Елисеева О. И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. М.: Молодая гвардия, 2008. 597 с.

7 Захарова О. Ю. Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи. М.: ЗАО Центрполиграф, 2001. 381 с.

8 Керн А. П. Из воспоминаний о моем детстве // Воспоминания. Дневники. Переписка. М.: Худож. лит., 1974. 368 с.

9 Климкова М. А. «Край отеческий…». История усадьбы Баратынских. СПб.: Искусство-СПб, 2006. 623 с.

10 Ключевский В. О. О нравственности и русской культуре / сост., вступ. cт. и примеч. Р. А. Киреево. М.: Дрофа, 2006. 301 с. 

11 Комиссаренко С. С. Элита российской культуры. СПб.: Нестор, 2004. 236 с.

12 Кудрявцева Е. Б. Для сердца и разума: Детская литература в России XVIII в. СПб.: Нестор-История, 2010. 180 с.

13 Курочкина И. Н. Формирование и развитие российского этикета во второй половине XVIII века. М.: Союз, 1998. 152 с.

14 Курочкина И. Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. М.: Экон-информ, 2012. 147с. 

15 Лаврентьева Е. В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. М.: Молодая гвардия, 2005. 663 с.

16 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб, 1999. 415 с.

17 Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. СПб.: Журнал «Нева», 2001. 224 с.

18 Романович-Славятинский А. Дворянство в России от начала XVIII в. до отмены крепостного права. СПб., 1870. Репринтное издание. М.: Крафт+, 2003. 328 с.

19 Руссо Ж. Ж. Эмиль или о воспитании / пер. с франц. П. Д. Первова. М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1911. 580 с.

20 La culture française en Russie (1700–1900) / Ouvrage couronné par L’Academie des sciences morales et politiques. Paris: Librairie Hachette et Cie, 1913. 571 p. 

PDF-файл

Скачать