Название статьи

К ВОПРОСУ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК

Автор/ы

И. В. Черняева

Л. В. Балахнина

Сведения об авторе/авторах

Ирина Валерьевна Черняева — кандидат искусствоведения, Алтайский государственный университет, пр-т Ленина, д. 61, 656049 г. Барнаул, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0308-0969. E-mail: gurkina-22@mail.ru

Лидия Васильевна Балахнина — кандидат искусствоведения, доцент, Тюменский государственный университет, ул. Володарского, д. 6, 625003 г. Тюмень, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3067-866X. E-mail: 89091812006@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2021

Номер журнала

Т. 59

Страницы

С. 321–329

Дата поступления статьи

15.02.2020

Дата публикации

28.03.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-321-329

Индекс УДК

7.075+339.375.2

Индекс ББК

85+65.291.86

Аннотация

В современной художественной практике вопрос формирования символической и экономической стоимости произведений искусства остается острым и актуальным. В истории искусства символическую ценность определяли историки искусства, кураторы, художественные критики. Вопрос формирования экономической стоимости произведений искусства остается до сих пор дискуссионным. Задачей исследования является выявление особенностей ценообразования произведений искусства, присущих отдельным периодам развития художественных практик в историческом контексте. Авторы статьи в ретроспективном контексте рассматривают взаимоотношения искусства и рынка, зародившиеся в XVIII в. в Голландии. В статье подробно анализируется эпистолярное наследие П. М. Третьякова, делается вывод о том, что в XIX в. именно профессиональная среда выступала в качестве регулятора ценообразования произведений искусства. Экономические условия XX в. в отечественном искусстве выдвинули на первый план госмеценатство или государственный заказ, объем оплаты произведений зависел от их регалий и социального статуса художника. Ситуация начала XXI в. привнесла на арт-рынок не только новые формы и механизмы, такие как интернет-торговля, корпоративное коллекционирование, арт-банкинг, но и новые
проблемы, которые повлияли и на процесс ценообразования.

Ключевые слова

произведения искусства, меценат, коллекция, выставочная деятельность, экспозиция, галерея.

Список литературы

1 Грав И. Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 288 с. 

2 Денисов Б. А. Арт-рынок: общие черты и генезис // Маркетинг. 1998. № 3.
С. 104–110.

3 Милонова М. В. и др. Арт-рынок: проблемы и перспективы зарубежного арт-бизнеса в России // Международная торговля и торговая политика. 2017. № 3 (11). С. 95–108.

4 Ротенберг Е. И. Искусство Голландии XVII века. М.: Искусство, 1971. 235 с. 

5 Северюхин Д. Я. «Выставочная проза» Петербурга. Из истории художественного рынка. СПб.: Н. И. Новиков, 2003. 62 с.

6 Северюхин Д. Я. Старый художественный Петербург = Artistic Petersburg of the times past: рынок и самоорганизация художников от начала XVIII века до 1932 г. СПб.: Мiръ, 2008. 534 с.

7 Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии / под ред. Т. Е. Шехтер, А. В. Карпова. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004. 232 с. 

8 Черняева И. В. Рынок произведений искусства в России: ключевые понятия исследования // Вестник ТГУ. Культурология и искусствоведение. 2016. № 4 (24). С. 76–84.

9 Эпистолярное наследие И. И. Шишкина // Shishkin-art.ru. URL: http://shishkin-art.ru/176 (дата обращения: 23.12.2019).

10 Chernyaeva I. V., Stepanskaya Y. V., Sino G. An art auction as a perspective form of activity at the regional art production market in Russia // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Т. 7, № 3. С. 516–520. 

PDF-файл

Скачать