Название статьи

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ И А. Я. ТАИРОВ В РАБОТЕ НАД СПЕКТАКЛЕМ КАМЕРНОГО ТЕАТРА «БОГАТЫРИ»

Автор/ы

М. Л. Федоров

Сведения об авторе/авторах

Максим Львович Федоров — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, Поварская ул., д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6540-1767. E-mail: maksimfyodorov@yandex.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2020

Номер журнала

Т. 56

Страницы

С. 213–225

Дата поступления статьи

08.12.2019

Дата публикации

28.06.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-213-225

Индекс УДК

7.036 + 821.161.1

Индекс ББК

85.333(2) + 83.3(2Рос=Руc)

Аннотация

В 1936 г. на сцене Камерного театра был поставлен спектакль «Богатыри», текст к которому написал Демьян Бедный, а режиссером выступил А. Я. Таиров. В статье на материале неизвестных архивных документов и периодики восстановлены детали творческого процесса, предшествующего постановке. Таиров в связи с юбилеем А. П. Бородина обращается к забытой опере композитора и передает либретто на переделку Демьяну Бедному. На основе режиссерских заметок и репетиционного дневника восстанавливается хроника работы Камерного театра над постановкой, раскрывается сверхзадача спектакля. Опираясь на архивные документы, показано, какую цель ставил перед собой пролетарский поэт, переделывая забытое либретто. Спектаклю Камерного театра суждено было стать одним из ярких эпизодов кампании по борьбе с формализмом, развернувшейся в стране в то время. После закрытия спектакля властями была инициирована широкая дискуссия о патриотизме и историчности на советской сцене, особенно актуальная в связи с разгромом исторической школы М. Н. Покровского. На основе неизвестных архивных материалов документируется реакция артистов Камерного театра и деятелей культуры на закрытие спектакля Камерного театра. В статье показано, как разгром спектакля повлиял на дальнейшую творческую судьбу режиссера и созданного им театра и как впоследствии кардинально изменились взгляды пролетарского поэта на историческое прошлое страны. 

Ключевые слова

Демьян Бедный, Таиров, Камерный театр, борьба с формализмом, архив, история театра, советская драматургия.

Список литературы

1 А. В. Работники искусств обсуждают постановление о пьесе «Богатыри» // Известия. 1936. № 266. С. 4. 

2 Бедный Демьян. Где цель жизни? (Ответ Поле Рыбаковой) // Бедный Демьян. Полн. собр. соч. М.; Л.: Гос. изд-во, 1929. Т. ХIII. 350 c.

3 «Богатырь» — А. Бородина // Правда. 1934. № 275. С. 6. 

4 «Богатыри» в Камерном театре // Советское искусство. 1935. № 42. С. 4. 

5 «Богатыри» в Камерном театре // Литературная газета. 1936. № 60. С. 5. 

6 Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таировa. М.: Искусство, 1970. 352 с.

7 История на сцене // Театральная декада. 1936. № 33. С. 2. 

8 Ламм П. А. Неизвестная оперетта Бородина. Новая постановка Камерного театра // Вечерняя Москва. 1933. № 220. С. 3. 

9 Ламм П. А., Попов С. А. «Богатыри» // Советская музыка. 1934. № 1. С. 87–94.

10 Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 2 (1917–1939). 643 с.

11 О художниках-пачкунах // Правда. 1936. № 60. С. 3. 

12 Таиров А. Я. Перед развернутым сезоном // Известия. 1933. № 231. С. 4. 

13 Таиров А. Я. «Богатыри» в Камерном театре // Известия. 1936. № 249. С. 4

14 Таиров А. Я. В поисках стиля // Театр и драматургия. 1936. № 4. C. 201–204.

15 Таиров А. Я. Записки режиссера. М.: ВТО, 1970. 603 с.

16 Хмельницкий Ю. О. Из записок актера таировского театра. М.: Изд-во ГИТИС, 2004. 211 с.

17 Эвентов И. С. На перекрестке традиций // Звезда. 1983. № 4. С. 174–183.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации