Название статьи

«МАКБЕТОВСКИЙ КОД» ПОЗДНИХ ПЬЕС А. П. ЧЕХОВА

Автор/ы

О. В. Шалыгина

Сведения об авторе/авторах

Ольга Владимировна Шалыгина — доктор филологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5386-007X. E-mail: shalygina@imli.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2020

Номер журнала

Т. 56

Страницы

С. 115–120

Дата поступления статьи

19.01.2019

Дата публикации

28.06.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-115-120

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)53

Аннотация

В статье описана ранее высказанная нами гипотеза о наложении гамлетовского и макбетовского кодов у А. П. Чехова. Особенностью данного этапа является рассмотрение этих кодов не только на основе методологии структурализма, но и с привлечением методологии неомифологических исследований. Главный эффект композиции шекспировского «Макбета» был использован А. П. Чеховым для «Трех сестер». С неомифологической точки зрения ее трактует Р. Пис, рассматривая узурпацию как социальный феномен в пьесах «Три сестры» и «Вишневый сад», сопоставляя чеховских персонажей с героями шекспировских трагедий. Мы предлагаем рассматривать не прототипы, а «прототипические ситуации» как основу художественной типизации. Во внешнем плане литературной мотивировки Чехов использует неомифологический сюжет изгнания из дома и узурпации власти так же, как Шекспир в «Короле Лире». Однако сюжет «изгнания из дома» имеет для А. П. Чехова биографический контекст и является основой актуализации «макбетовского кода» в его поздних драмах. Речь идет о семейной драме Ивана Павловича Чехова и их общего с писателем «вечного» друга Александра Игнатьевича Иваненко, изгнания которого «из дома» требовала жена брата. Таким образом, трансформация жизненных коллизий – осмысление прототипических (мифологических) ситуаций происходит у Чехова посредством создания сложного архетипического узора неомифологических кодов.

Ключевые слова

А. П. Чехов, макбетовский код, сюжет захвата власти, сюжет изгнания из дома, неомифологический комплекс.

Список литературы

1 Квинси Де Томас. О стуке в ворота у Шекспира («Макбет») // Исповедь англичанина, любителя опиума / под. ред. Н. Я. Дьяконова, С. Л. Сухарев, Г. В. Яковлева. М.: Ладомир, Наука, 2000. 423 с.

2 Сахарова Е. М. «Мои симпатии к вам и вашей семье вечны...» (Письма А. И. Иваненко к А. П. Чехову) // Чеховиана. Чехов и его окружение // Az.lib.ru. URL: http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/pisma_ivanenko.shtml (дата обращения: 19.01.2019).

3 Смиренский Б. В. Буря и пожар. Генезис и эмоциональная структура драматических произведений Чехова // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3 (май-июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Smirenskiy_Chekhov-Drama/ (дата обращения: 19.01.2019).

4 Чехов А. П. Чехов Письмо Алексееву (Станиславскому) К. С., 2 (15) января 1901 г. Ницца // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. М.: Наука, 1980. Т. 9. Письма, 1900 — март 1901. C. 170–171.

5 Чехов и Шекспир. По мат. XXXVI-й междунар. научн.-практич. конф. «Чеховские чтения в Ялте-2015». М.: Изд-во ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2016. 416 c.

6 Peace Richard Artur Chekhov. A Study of the Four Major Plays. New Haven: Yale University Press, 1983. 202 p.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации