Название статьи

АРАРАТ — ГЛАВНЫЙ ПАТТЕРН АРМЯНСКОГО ТЕКСТА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Автор/ы

Э. Ф. Шафранская

Ш. Р. Кешфидинов

Сведения об авторе/авторах

Элеонора Федоровна Шафранская — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник НОЦ «Смоленский центр квантитативной филологии», Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия; профессор, департамент филологии, Московский городской педагогический университет, 2-й Сельскохозяйственный пр., д. 4, корп. 1, 129226 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4462-5710
E-mail: shafranskayaef@mail.ru

Шевкет Рустемович Кешфидинов — стажер-исследователь НОЦ «Смоленский центр квантитативной филологии», Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Россия; аспирант, департамент филологии, Московский городской педагогический университет, 2-й Сельскохозяйственный пр., д. 4, корп. 1, 129226 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3293-3393
E-mail: keshfidinov-shevket@rambler.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2023

Номер журнала

Т. 69

Страницы

С. 176–18

Дата поступления статьи

17.08.2022

Дата одобрения рецензентами

10.10.2022

Дата публикации

25.09.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-176-188 

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

84

Аннотация

Статья посвящена актуальному направлению современного литературоведения — локальным текстам, в частности — армянскому тексту в русской поэзии. Цель представленного исследования — определить круг ассоциативных образов, которые возникают в сознании современного человека вокруг лексемы «Армения». Для этого был проведен опрос респондентов в одной из соцсетей. Сто десять ответов (в основном — представителей академической, интеллектуальной среды, с читательским бэкграундом) подверглись статистическому анализу. Самым распространенным ответом было слово «Арарат». Арарат в вербальной культуре превратился в образ и паттерн армянского текста. Смысловые и функциональные уровни этого образа рассмотрены на материале стихотворений русских поэтов XX–XXI вв. (по алфавиту): М. Амелина, П. Антокольского, В. Брюсова, Ю. Веселовского, А. Гаспари, А. Гитовича, Е. Евтушенко, В. Звягинцевой, Р. Ивнева, В. Инбер, Г. Кубатьяна, И. Лиснянской, О. Мандельштама, М. Матусовского, Б. Слуцкого, Б. Чичибабина. Методологической базой аналитики в представленной статье стали работы исследователей-экспериментаторов В. Налимова и Ж. Дрогалиной по фиксации семантической вселенной, а также Г. Гариповой по метасознанию, отраженному в литературном тексте. Методы исследования — обобщение и систематизация полученных данных, квантитативный метод, мифопоэтический метод, филологический анализ текста. В итоге авторы статьи говорят о семантическом поле армянского текста, в котором первостепенным выступает паттерн «Арарат» — в индивидуальной и общекультурной картине мира. Материал статьи может служить алгоритмом для работы с другими паттернами армянского текста, информация о которых присутствует в статистических подсчетах.

Ключевые слова

армянский текст в русской поэзии, Арарат, семантическая вселенная.

Список литературы

Исследования

1 Аверинцев С. С. Ной // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 224–226.

2 Гарипова Г. Т. «Археология письма» или сложноорганизованный смысл метасознания Х. Исмайлова // Вопросы филологии. 2020. № 3 (71). С. 77–84.

3 Гарипова Г. Т. Семиогенезис мифа о «новой экзистенции» в романе Л. Андреева «Дневник Сатаны» // Вестник Российский университет дружбы народов. Серия: «Литературоведение. Журналистика». 2020. Т. 25. № 1. С. 7–16.

4 Давтян А. М. Юрий Веселовский и армянская литература. Ереван: Айстан, 1970. 298 с.

5 Ильин И. П. Метарассказ // Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. М.: Intrada, 2004. С. 251–253.

6 Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное как проявление семантической вселенной // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 6. С. 111–122.

7 Налимов В. В., Кузнецов О. А., Дрогалина Ж. А. Визуализация семантических полей вербального текста в групповой «медитации» // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования / под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шеродия, Ф. В. Басссина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 703–710.

8 Салахян А. Егише Чаренц: Критико-биографический очерк. М.: Сов. писатель, 1958. 179 с.

9 Тер-Григорян-Демьянюк Н. Загадочный Арарат. Библейские и лингвистические наблюдения. Буэнос-Айрес: Credo, 2004. 80 с.

10 Шафранская Э. Ф. Постколониальный синдром: современные мифологические нарративы о Путине в Средней Азии // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве: сб. ст. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного ун-та, 2013. С. 73–79.

11 Шафранская Э. Ф. Армянский текст: стихи и проза // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. № S6. С. 135–143.

12 Шафранская Э. Ф. Армянский текст: дети Иова // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2022. № 3. С. 511–520.

13 Шафранская Э. Ф., Кешфидинов Ш. Р. Буквы Маштоца — паттерн армянского текста // Вопросы филологии. 2022. № 4. С. 31–35.

14 Шафранская Э. Ф., Кешфидинов Ш. Р. Армянский транзит: художники как паттерн армянского текста в русской словесности // Поволжский педагогический поиск. 2023. № 2 (44). С. 123–134.

15 Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 133–151.

Источники

16 Амелин М. А. Ереванский триптих // Знамя. 2015. № 11. С. 199–201.

17 Архангельский А. Обращение в Армению // Знамя. 2015. № 11. С. 203–204.

18 Битов А. Уроки Армении // Битов А. Образ жизни: Повести. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 165–285.

19 Брюсов В. Я. Собрание сочинений: в 7 т. / под общ. ред. П. Г. Антокольского. М.: Худож. лит., 1973. Т. 2. Стихотворения. 1909–1917 / подгот. текстов и примеч. А. А. Козловского. 494 с.

20 Вечность. Русские поэты — Армении / сост. Г. Овнан. Ереван: Советакан грох, 1978. 198 с.

21 Гаспари А. Поездка в Армению // Литературная Армения. 2021. № 1. С. 73–79.

22 Гитович А. И. Зимние послания друзьям. М.; Л.: Сов. писатель, 1965. 163 с.

23 Гитович А. И. Стихотворения. Л.: Худож. литература, 1982. 200 с.

24 Звягинцева В.К. Моя Армения: Стихи, избранные переводы / сост. и авт. предисл. Л. Мкртчян. Ереван: Айпетрат, 1964. 166 с.

25 Кубатьян Г. Имя: Стихи. Ереван: Советакан грох, 1979. 80 с.

26 Лиснянская И. Л. Шкатулка: в которой стихи и проза. М.: Русскiй мiръ, 2006. 475 с.

27 Мандельштам О. Э. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1990. 638 с. Т. 2. М.: Художественная литература, 1990. 464 с.

28 Матусовский М. Л. Это было недавно. Это было давно. М.: Худож. лит., 1970. 272 с.

29 Матусовский М. Л. Стихотворения. Песни. М.: Худож. лит., 1986. 405 с.

30 Опрос от 22 июля 2022 г. и ответы-комментарии // Facebook. URL: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=pfbid0uP6r8R6htсpriYM5EKx4tiXEht8Vqu2U33BamAifsY1zZEz1hSy9RmpcCBfSwwfREl&id=100005672221929 (дата обращения: 22.07.2022).

31 Русские писатели об Армении: Сборник / сост. С. Арешян, Н. Туманян. Ереван: Арменгиз, 1946. 235 с.

32 Сурат И. Притяжение горой // Знамя. 2015. № 11. С. 202.

33 Чичибабин Б. А. И все-таки я был поэтом…: Борис Чичибабин в стихах и прозе. 3-е изд., испр. Харьков: Фолио, 2002. 462 с.

34 Это Армения. Стихи русских поэтов / ред., сост. и авт. предисл. Л.М. Мкртчян. Ереван: Айастан, 1967. 178 с.

PDF-файл

Скачать