Название статьи

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КОМПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОГО СТРИТ-АРТА

Автор/ы

В. П. Вешнев

Д. Г. Ткач

Сведения об авторе/авторах

Василий Павлович Вешнев — инженер-исследователь, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Малая Калужская ул., 1, 119071 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1535-5504. E-mail: wave.trk@gmail.com

Дмитрий Геннадиевич Ткач — кандидат искусствоведения, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Малая Калужская ул., 1, 119071 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1535-5504. E-mail: tkach.dmitry@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2021

Номер журнала

Т. 62

Страницы

С. 357–37

Дата поступления статьи

11.06.2021

Дата публикации

28.12.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-357-371

Индекс УДК

7.03

Индекс ББК

85.103(2)6

Аннотация

В статье прослеживается эволюция композиционных решений и фигуративного содержания сюжетного стрит-арта с момента его зарождения до настоящего времени. Определяются наиболее часто встречающиеся составные элементы сюжетных стрит-арт композиций. Среди них — сюжетные фото-
изображения, сюжетный диджитал-арт, сюжетная уникальная и печатная авторская графика, сюжетные сцены и элементы из произведений классики, национального искусства и массовой культуры. Рассмотрена взаимосвязь между эволюцией технических средств в арсенале стрит-арт художников и творческими приемами и методами в исполнении фигуративных композиций уличного искусства. Сюжетная составляющая присутствовала еще на этапе граффити и раннего стрит-арта, затем последовательно эволюционировала в сторону все большей значимости и разнообразия композиционных решений, достигнув расцвета в современном паблик-арте. В статье рассмотрены характерные творческие приемы культовых персоналий современного стрит-арта и их роль в процессе эволюции сюжетных стрит-арт композиций, среди них — Син, К. Харинг, Х. М. Баскиа, Бэнкси, Ма Клайм, Шепард Фейри, а также получивший еще при жизни международную известность российский культовый стрит-арт художник Павел Пухов. Определены основные методы создания сюжетных композиций современного стрит-арта, среди наиболее часто используемых: дословное воспроизведение сюжетного первоисточника, мультиплицирование первоисточников, их микширование, наложение и коллаж. В статье обозначены основные принципы создания успешных сюжетных стрит-арт композиций, среди которых: актуальность сюжетно-коммуникативного и контекстуального аспекта, плакатность, обеспечение быстроты восприятия за счет использования доступного для массового зрителя художественного языка, использование легко узнаваемых аллюзий и архетипических образов. 

Ключевые слова

стрит-арт, уличное искусство, монументальное искусство, дизайн городской среды.

Список литературы

1 Котломанов А. О. Паблик-арт: страницы истории. Торжество концептуализма. Биеннале, конкурсы, арт-проекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер. 15. Вып. 3. С. 5–19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pablik-art-stranitsy-istoriitorzhestvo-kontseptualizma-biennale-konkursy-art-proekty (дата обращения: 10.06.2021).

2 Поносов И. Г. Искусство и город: Граффити, уличное искусство, активизм. М.: Игорь Поносов, 2016. 208 с.

3 Радя Т. Все что я знаю об уличном искусстве // Премия Кандинского. URL: http://www.kandinskyprize.ru/timofej-radya-2/ (дата обращения: 10.06.2021).

4 Ткачева Д. С. Между искусством и обществом. К проблеме термина «паблик арт» // Культура и искусство. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdu-iskusstvom-i-obschestvom-k-probleme-termina-pablik-art (дата обращения: 10.06.2021).

5 Цыгина Н. А. Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2015. 30 с.

6 Чагина С. Энциклопедия российского уличного искусства. М.: Артмоссфера, 2019. 312 с. 

7 Эстетика стрит-арта: сборник статей / под общ. ред. К. А. Куксо-Бутенко. СПб.: Изд-во СПбГУПТД, 2017. 96 с.

8 Пухов П. О проекте «Поджигателям мостов — посвящение». URL: http://www.183art.ru/most/firemost.html (дата обращения: 10.06.2021).

9 McCormick C. Trespass: A History оf Uncommissioned Urban Art. Tashen, 2010. 310 p. [ISBN13: 9783836509640] 

10 Harding D. Public art: спорный термин и оспариваемая практика // PROPUBLICART.RU. URL: http://www.propublicart.ru/publication? id=10 (дата обращения: 10.06.2021).

11 Shepard F. OBEY: Supply & Demand — The Art of Shepard Fairey. Rizzoli, 2018. 448 p. 

PDF-файл

Скачать