Название статьи

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА МОСКВЫ НА РУБЕЖЕ XVIII–XIX ВВ.: ДВОРЯНСКИЕ ТЕАТРЫ ГОРОДА. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Автор/ы

А. В. Белов 

Сведения об авторе/авторах

Алексей Викторович Белов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт российской истории Российской академии наук, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19, 11729 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https//orcid.org/0000-0001-5606-0086
E-mail: belovavhist@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2022

Номер журнала

Т. 65

Страницы

С. 62–70

Дата поступления статьи

20.04.2021

Дата одобрения рецензентами

08.07.2021

Дата публикации

28.09.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-62-70

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71(2) + 85.33(2)

Аннотация

В статье рассматривается место и значение городских дворянских усадебных театров в культурной среде Москвы во второй половине XVIII – начале XIX столетия. Преимущественное внимание исследования обращено на рубеж двух столетий, так как на данном историческом этапе произошло окончательное укоренение до того в основном чуждой западноевропейской театральной традиции в русском городском (в первую очередь столичном) обществе, что привело к дальнейшему развитию театрального искусства как части национальной культуры России. Наряду с этим последние годы XVIII в. стали временем максимального развития усадебного театра как части городского культурного пространства Москвы. Данному обстоятельству способствовал дворянский характер «старой» столицы и плотное кольцо «подмосковных» загородных усадеб, сориентированных во всех аспектах своей на жизни на Москву. На основании переписи московских театров, проведенной в последние годы XVIII столетия, дается характеристика основных типов домашних сценических коллективов. Они делятся на ряд самостоятельных типов и отличаются друг от друга степенью открытости, основными целями существования, кругом участников и социальной составляющей их деятельности. В работе объясняются особенности и цели их функционирования, анализируется такое явлении культурной жизни Москвы тех лет, как «благородные» спектакли и «благородные» актеры. Описываются отдельные, наиболее заметные и характерные для своей типологической группы творческие коллективы, сценические площадки и служители сцены, дается оценка их работы. Отдельное внимание обращено на значение домашних городских театров и оркестров в деле развития публичного театрального искусства страны, формирования необходимых творческих кадров, появление на московской императорской сцене новых талантливых актеров, в том числе при сохранении ими зависимого крепостного статуса. Дается оценка субъективных и объективных причин затухания усадебных театров Москвы и России, их трансформации на новых «коммерческих» началах в первой половине XIX столетия.

Ключевые слова

культурная среда города, Москва, театр, столица, дворянский театр, усадебный театр.

Список литературы

1 Агеева О. Г. Императорский двор России эпохи Павла I. М.: Фонд «Связь Эпох», 2018. 456 с.

2 Бескин Э. М. История русского театра. М.; Л.: Госиздат, 1928. Ч. I. 243 с.

3 Бочаров Н. П. Статистические сведения о частных театрах в Москве в конце прошлого столетия и Большой Петровский театр // Москва и москвичи, историко-статистические очерки, исследования и заметки. М.: Тип. М. П. Щепкина, 1998. Вып. I. С. 70–98.

4 Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского театра: в 2 т. Л.; М.: Теа-кино-печать, 1929. Т. I. 576 с.

5 Долгоруков И. М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни, писанная мной самим. СПб.: Наука, 2005. Т. 2. 726 с.

6 Дынник Т. А. Крепостной театр. М.; Л.: Academia, 1933. 343 с.

7 Евреинов Н. Н. История Русского театра // История русского театра. М.: Экспо, 2019. С. 7–372.

8 Матвеев Н. Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 года. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1912. 254 с.

9 Мельцин М. О. Долгоруков И. М. Повесть о рождении моем. Приложения // Долгоруков И. М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни, писанная мной самим. СПб.: Наука, 2005. Т. 2. С. 514–556. 

10 Милюков А. [П.] Доброе старое время. Очерки былаго. СПб.: Тип. Скарятина, 1872. 266 с.

11 Пимен (Благово Д. Д.), Орнатская Т. И. Рассказы бабушки: из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1989. 471 с.

12 Полевой Н. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии // Репертуар русского театра, издаваемый И. Песоцким, на 1840 год. СПб.: Тип. А. А. Плюшара, 1840. Т. I. С. 1–12.

13 Пыляев М. И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М.: Московский рабочий, 1990. 416 с.

14 Сахновский В. Г. Крепостной усадебный театр. Краткое введение к его типологическому изучению. Л.: Колос, 1924. 60 с.

PDF-файл

Скачать