Название статьи

КАТЕГОРИЯ «САКРАЛЬНОЕ» В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Автор/ы

С.А. Митасова

Сведения об авторе/авторах

Светлана Алексеевна Митасова — доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук и истории искусств, Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского, ул. Ленина, д. 22, 660049 Красноярский край, г. Красноярск.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9791-1892
E-mail: mitasvet@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 67

Страницы

С. 68–76

Дата поступления статьи

18.09.2021

Дата одобрения рецензентами

18.10.2021

Дата публикации

28.03.2023

Индекс DOI:

https:/doi.org/10.37816/2073-9567-2023-67-68-76

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71.0

Аннотация

В статье проанализирована специфика и область применения категории «сакральное» в культурологии, в отличие от других областей гуманитарного знания. Приводится этимология слова «сакральное», которая показывает бинарность категории: святое и проклятое, невероятно влекущее и запретное. В теологии категория «сакральное» понимается исключительно как атрибут божественного; феноменология религии изучает проявление священного в объектах окружающегося мира и как факт сознания человека. Социология утверждает, что в обществе существует амбивалентность профанного и сакрального, последнее наделяет вещи свойством быть запретными. В психологии сакральное трактуется как архетип души, игнорирование которого опасно для психики человека. С точки зрения культурологии, применяя междисциплинарный подход, автор трактует сакральное как культурную форму (овеществленный символ). Выделены следующие характеристики священных символов: эзотеричность и демократичность (одновременная закрытость, таинственность и открытость для освоения); традиционность и аксиологичность (сохранение подлинного смысла и изменение ценности со временем); национальность символов как синтезирование этоса народа для его самосохранения. Неутилитарная целесообразность символов помогает сохранять культурные коды, содержащиеся в религиозно-мифологическом наследии. Автор предлагает рассматривать сакральное как процесс формирования и развития культурной формы, которая меняет свои значения с течением времени, подвергаясь различным ценностным интерпретациям. Культурологический дискурс предполагает исследование сакрального символа во всей возможной полноте накопленных смыслов с тем, чтобы актуализировать его творческий потенциал для последующих поколений. 

Ключевые слова

категория «сакральное», культурологический дискурс, сакральный символ, ценности культуры, культурологическая интерпретация. 

Список литературы

1 Батай Ж. «Проклятая часть»: Сакральная социология. М.: Ладомир, 2006. 742 с.

2 Всемирная энциклопедия: Религия / гл. ред. М.В. Адамчик. Минск: Современный литератор, 2003. 832 с.

3 Гирц К. Интерпретация культур. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 560 с. 

4 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Элементарные формы, 2018. 808 с.

5 Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 400 с. 

6 Зенкин С.Н. Небожественное сакральное. Теория и художественная практика. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2012. 537 с.

7 Зедерблом Н. Становление веры в Бога // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М.: Канон+, 1998. С. 263–314. 

8 Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. 272 с.

9 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М.: Гносиз — Языки русской культуры, 1995. Т. 1. Первый век христианства на Руси. 875 с.

10 Флоренский П.А. Иконостас // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. 336 с.

11 Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 261–337. 

12 Элиаде М. Образы и символы // Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Символы и сакральное. Сакральное и мирское. М.: Ладомир, 2000. С. 127–251. 

13 Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297 с. 

PDF-файл

Скачать