Название статьи

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ, БОЛЕЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЯХ РОССИИ И КИТАЯ

Автор/ы

А. В. Поповкин

Г. С. Поповкина

Сведения об авторе/авторах

Андрей Владимирович Поповкин — кандидат философских наук, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской Академии наук, ул. Пушкинская, д. 89, 690001 г. Владивосток, Россия. E-mail: andrey.popovkin@gmail.com

Галина Сергеевна Поповкина — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской Академии наук, ул. Пушкинская, д. 89, 690001 г. Владивосток, Россия. E-mail: galina.popovkina@gmail.com

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2019

Номер журнала

Т. 54

Страницы

С. 9–22

Дата поступления статьи

05.04.2019

Дата публикации

28.12.2019

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71(2) + 71(5Кит)

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о ценности здоровья, болезни и смерти в славянских и китайских духовных традициях. Для анализа и сопоставления выбраны пары Православие — знахарство и Высокий даосизм — сянь-даосизм. Смыслы и значения понятий «здоровье», «болезнь», «смерть» в выбранных духовных традициях разбираются на основе текстов лечебных заговоров, молитв, текстов восточной медицины, работ адептов цигун, трудов представителей Высокого даосизма, житий и трудов святых и отцов Церкви. По мнению авторов, границей, отделяющей один тип традиций от другого, выступает ценностная установка, которую можно охарактеризовать как «духовный утилитаризм», так как в основе всех магических практик и традиций, включая знахарство и сянь-даосизм, лежит прагматическое стремление к овладению природными и потусторонними силами. Христианством и Высоким даосизмом благая жизнь видится как направленность человека к усвоению истинной иерархии ценностей, и на этом пути болезнь или даже смерть не воспринимаются катастрофически. Напротив, они могут быть полезными в духовном отношении событиями. В знахарстве и сянь-даосизме здоровье понимается как большая, если не главная, ценность, а болезнь и смерть — как провал, которого необходимо избегать.

Ключевые слова

ценности, Православие, знахарство, Высокий даосизм, сянь-даосизм, Россия, Китай, здоровье, болезнь, смерть. 

Список литературы

1 Агапит Печерский // Официальный сайт святой Успенской Киево-Печерской Лавры. URL: https://lavra.ua/svyatie/agapit-vrach-bezmezdnyj (дата обращения: 05.04.2019).

2 Букварь. Наука. Философия. Религия. М.: Православное Братство Святых князей Бориса и Глеба, 2001. Кн. 1–2. 1932 с.

3 Димитрий Ростовский. Алфавит духовный. Ч. 2 // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/alfavit/2 (дата обращения: 14.11.2018).

4 Иоанн Кассиан Римлянин, Преподобный. Борьба с духом гнева // Электронная библиотека Одинцовского благочиния. URL: http://www.odinblago.ru/dobrotolubie_2/ioann_kassian/s_duhom_gneva (дата обращения: 19.09.2018).

5 Исаак Сирин, Преподобный. Путь в жизнь вечную // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/put-v-zhizn-vechnuyu/#0_1 (дата обращения: 19.09.2018).

6 Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.

7 Максим Исповедник. Амбигвы к Иоанну гл. XXIII (V, 19) // Азбука веры. Православная библиотека. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/ambigvy_k_Ioannu/ (дата обращения: 16.12.2018).

8 Малявин В. В. Духовный опыт Китая. М.: Астрель, Аст, 2006. 397 с. 

9 Новооткрытые изречения Преподобного Антония Великого по Коптскому сборнику сказаний о преподобном. Казань, Типо-литография Императорского университета, 1898. С. 165 // Электронная библиотека Одинцовского благочиния. URL: http://www.odinblago.ru/antony_velikiy (дата обращения: 19.09.2018).

10 Паисий Святогорец. Слова. М.: Издат. дом «Святая Гора», 2006. Т. IV: Семейная жизнь. 327 с.

11 По трудам Святителя Феофана Затворника. Болезнь и смерть. М.: Сибирская благозвонница, 2011. 95 с.

12 Поповкин А. В., Поповкина Г. С. Святость как иное повседневной культуры (на примере рассказов «Несвятые святые» арх. Тихона (Шевкунова)) // Известия Восточного института. 2018. № 1. С. 72–84.

13 Поповкина Г. С. Мир здоровья и болезни в молитвах и заговорах восточных славян в сравнительном освещении // Вестник славянских культур. 2018. № 4. С. 66–78. 

14 Поповкина Г. С., Поповкин А. В. Типология мистических практик народной медицины // Россия и АТР. 2016. № 4. С. 301–313.

15 Православный молитвослов. Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008. 496 с. 

16 Преподобне отче Серафиме. [Б.м.]: Издательская группа Свято-Троице-Дивеевского женского монастыря, [б.г.]. 312 с.

17 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский в ближних пещерах почивающий // Православие.ru. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6799.htm (дата обращения: 19.09.2018).

18 Собрание писем Оптинского старца Амвросия. Переизд. М.: Изд-во Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь, 2009. 768 с. 

19 Тишков В. А. Об антропологии жизненных смыслов // Новые российские гуманитарные исследования. URL: http://www.nrgumis.ru/articles/2011/ (дата обращения: 03.12.2018).

20 Торчинов Е. А. Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах. СПб.: Пальмира, Книга по Требованию, 2017. 472 с. 

21 Чжуан-Цзы. Ле-Цзы / пер. с кит., вступит. ст. и примеч. В. В. Малявина. М.: Мысль, 1995. 439 с. 

22 Чиа М. Ци-нэйцзан. Ци-массаж внутренних органов. К.: София, 2001. Ч. I. 464 с. 

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации