Название статьи

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор/ы

А. А. Андреев

Сведения об авторе/авторах

Артем Андреевич Андреев — старший преподаватель, Сибирский институт управления, Филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ул. Нижегородская, д. 6, 630102 г. Новосибирск, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3795-6941

E-mail: artsun8@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 70

Страницы

С. 9–17

Дата поступления статьи

05.02.2019

Дата одобрения рецензентами

31.07.2022

Дата публикации

25.12.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-70-9-17

Индекс УДК

130.2+930.85

Индекс ББК

87+74

Аннотация

Исследование культурно-исторических образовательных моделей, сложившихся в мировой культуре в различных временных периодах, актуально для понимания проблем и перспектив современного российского образования. К таким моделям относятся традиционные и научные. Данные образовательные модели развивались под действием основных культурных сфер (науки, религии, искусства, политики), социально-исторических особенностей и национального характера тех государств, в которых они возникли. Поэтому каждая модель уникальна в культурном смысле и специфична в методологическом плане. Значительную роль в образовании играют культура и цивилизация. В ситуации нарастающих культурно-цивилизационных противоречий каждая образовательная модель проявляет устойчивость и легко адаптируется к новым социокультурным условиям. Современная российская образовательная система находится в процессе становления и благодаря своему историческому и духовному опыту сохранила способность формировать эффективные образовательные методики и способы решения возникающих проблем. Сегодня по причине необходимости модернизации образования часто пересматриваются его мировоззренческие и концептуальные основания. Также предпринимаются попытки копирования западной системы образования, что порождает дополнительные проблемы социокультурного и методологического характера. В данной ситуации оказывается важным культурологический анализ культурно-исторических моделей образования, позволяющий в наиболее полном и общем виде осуществить ценностно-мировоззренческую оценку происходящих изменений в современном российском образовании.

Ключевые слова

образование, философия образования, российское образование, проблемы образования, культура.

Список литературы

Исследования

1 Васильева Н. Л. Естествознание по-современному: углупленное изучение // Здравый смысл. 2004. № 4 (33).
С. 17–22.

2 Горохов В. Г. Как возможны наука и научное образование в эпоху «академического капитализма»? // Вопросы философии. 2010. № 12. С. 3–14.

3 Иванова Н. Л., Попова Е. П. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 184–206.

4 Каиль М. В. Из истории становления университетского образования в советской провинции // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 256–272.

5 Калинина Е. А. Реформа среднего и начального образования в России при Николае I // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 227–245.

6 Копировский А. М. Преподавание теории и истории искусства в светских и церковных учебных заведениях России XIX – начала XX в. // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 1. С. 171–184.

7 Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 230–259.

8 Марджинсон С. Общественные блага, производимые в высших учебных заведениях России // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 8–36.

9 Нуруллин Р. А. Философия профессионального образования: монография. Казань: «Данис» ИПП ПО РАО, 2012. 176 с.

10 Чередниченко Г. А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 152–182.

PDF-файл

Скачать