Название статьи

ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Автор/ы

О. В. Кащеев

С. П. Усик

А. И. Вингерт

Сведения об авторе/авторах

Олег Вячеславович Кащеев — кандидат психологических наук, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6024-1488. E-mail: kasheev-ov@rguk.ru

Светлана Петровна Усик — кандидат экономических наук, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1360-6119. E-mail: usik-sp@rguk.ru

Александра Игоревна Вингерт — бакалавр, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3323-3498. E-mail: 84818@stud.rguk.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2021

Номер журнала

Т. 61

Страницы

С. 127–135

Дата поступления статьи

24.04.2021

Дата публикации

28.09.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-127-135

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71

Аннотация

Принятые в 2015 г. Цели устойчивого развития (Sustainable Development Goals) существенно повлияли на деятельность брендов индустрии моды, большинство из которых стали активно интегрировать концепцию ответственного потребления в свои бизнес-стратегии. Базовые принципы ответственного потребления — экологичность, этичность, социальность и экономия — все активнее проникают в коммуникационные и маркетинговые инициативы, отвечая культурным ценностям новых потребителей. Концепция вступает в открытое противоречие с теорией массового потребления и массовой культуры и формирует новую культуру современного общества. В рамках концепции ответственного производства и потребления активно развивается медленная мода, что формирует предпосылки для серьезных изменений в индустрии моды. Для выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз реализации концепции ответственного потребления были выбраны ведущие игроки модной индустрии, деятельность которых в целом соответствует основным принципам ответственного потребления. Эмпирическое исследование применения данной концепции с использованием SWOT-анализа позволило сделать вывод, что сильные стороны перевешивают слабости, а возможности и угрозы практически уравновешены. Результаты эмпирического исследования показали, что концепция ответственного потребления и производства становится частью культуры современного общества, соответствуя ценностным ориентирам активной части населения. Устойчивое развитие формирует новую парадигму культуры современного общества — изменяется потребительское поведение членов постиндустриального общества, эпоха массового потребления сменяется эпохой ответственного потребления и производства.

Ключевые слова

устойчивое развитие, ответственное потребление, ответственное производство, формирование культуры, культура индивида, культура современного общества, культура потребления, индустрия моды, ответственная мода, медленная мода, быстрая мода.

Список литературы

1 Грант Р. М. Современный стратегический анализ. СПб.: Питер, 2018. 554 с.

2 Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева, Л. М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.

3 Ответственное потребление: пространство новых возможностей для бизнеса и опыт российских компаний // Iems.skolkovo.ru. URL: https://iems.skolkovo.ru/en/iems/publications/research-reports (дата обращения: 21.02.2021).

4 Устойчивое развитие // Hennes&Mauritz. URL: https://www2.hm.com/ru_ru/hm-sustainability/lets-change.html (дата обращения: 26.02.2021).

5 Устойчивое развитие // Uniqlo. URL: https://www.uniqlo.com/ru/estore/ru_RU/sustainability/overview.html (дата обращения: 26.02.2021).

6 Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Саратов: Изд-во СГУ, 1995. 266 с.

7 Connolly J., Prothero A. Green Consumption // Journal of Consumer Culture. 2008. № 117. P. 117–145.

8 Green Is the New Black: Fashion Industry Aims to Increase Sustainable Practices // Forbes. 2014. URL: http://www.forbes.com/sites/aliciaadamczyk/2014/11/17/green-is-the-new-black-fashion-industry-aims-to-increase-sustainable-practices/#746f56ef1b58 (дата обращения: 21.02.2021).

9 ThredUp 2020 Resale report // Thredup.com. URL: https://www.thredup.com/resale/static/thredup-resaleReport2020-42b42834f03ef2296d83a44f85a3e2b3.pdf (дата обращения: 21.02.2021).

PDF-файл

Скачать