Название статьи

ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЖЕНСКОЙ РУБАХИ XIX В. ИЗ ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ

Автор/ы

А. Е. Третьякова

Е. Т. Глинкина

В. В. Сафонов

Сведения об авторе/авторах

Анна Евгеньевна Третьякова — доктор технических наук, доцент, профессор кафедры Реставрации и химической обработки материалов, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Малая Калужская, д. 1, 119071 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0124-3755
E-mail: bullhund@rambler.ru

Елизавета Тимофеевна Глинкина — студент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Малая Калужская, д. 1, 119071 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4378-4402
E-mail: avdeevo2000@mail.ru

Валентин Владимирович Сафонов — доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой реставрации и химической обработки материалов, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Малая Калужская, д. 1, 119071 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2821-2120
E-mail: safonov-vv@rguk.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2022

Номер журнала

Т. 64

Страницы

С. 279–291

Дата поступления статьи

15.12.2021

Дата одобрения рецензентами

12.02.2022

Дата публикации

28.06.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-279-291

Индекс УДК

7.025.4

Индекс ББК

85.126(2)52+79.0+37.230.5

Аннотация

Исторический текстиль народного костюма — культурное наследие России. Каждой местности, каждой народности присущи свои особенности кроя и декоративных украшений в виде вышивок. Вышивка — одно из фольклорных направлений народного творчества — ярко выражалась именно в историческом крестьянском костюме. В данной работе рассматривалась женская рубаха из Тверской губернии, сшитая в XIX в. Рубаха в крестьянской одежде имеет большое значение: она играет роль как повседневной рабочей одежды, так и может служить элементом праздничного костюма. Особое место занимает вышивка, которая является неким символическим, сакральным языком, не только оберегающим носителя одежды от злых сил, но и передающим информацию из глубокой старины и обозначающим географию происхождения. Интересным представляется то, что вышивки — это своего рода летопись поколений, шифр, который является посланием для будущего. Есть явные знаки, такие, как солнце, древо жизни, а есть те, которые надо раскрывать и понимать эпоху, когда эти символы были вышиты. В ходе реставрации исследуемой рубахи стояла задача не только восстановить внешний вид с минимальным вмешательством в материал, но и исследовать происхождение вышивальных узоров. Сравнительное изучение особенностей вышивок различных уездов и кроев рубах позволило атрибутировать исследуемый объект и обнаружить интересные факты из жизни изучаемой местности. Восстановительные реставрационные работы по данной рубахе направлены также и на удаление пятен разнообразного происхождения (ржавчина, пот, затеки), на устранение разрывов и деформации.

Ключевые слова

женская рубаха, Тверская губерния, лен, вышивка, пятна, разрывы, реставрация.

Список литературы

1 Калмыкова Л. Э. Народная вышивка Тверской земли. Л.: Художник РСФСР, 1981. 202 с.

2 Новожилова Н. М. Старинная тверская вышивка и народный костюм. М.: Тверь, 2005. 98 с.

3 Чернышова И. Н. Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX – начала XX в. // Prodlenka.org. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/143522-kostjum-russkih-krestjan-tverskoj-gubernii-xi (дата обращения: 14.12.2021).

4 Калмыкова Л. Э. Народная одежда. М.: Тверь, 1995. 251 с.

5 Пармон Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М.: Легпромбытиздат, 1994. 272 с.

6 Рассел Б. Художественная вышивка: узоры, схемы, инструкции / пер. с англ. М.: Ниола 21-й век, 2002. 112 с.

7 Ермакова Н. В. Современные теория и практика реставрации шитья и тканей // Superinf.ru. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5518 (дата обращения: 14.12.2021).

8 Орлова Н. Ю. Основы реставрации текстильных тканей. М.: Роща, 2018. 64 с.

9 Семенович Н. Н. Реставрация музейных тканей. Теория и технология. М.: Изд-во Государственного Эрмитажа. 1961. 80 с.

10 Орлова К. А., Кондратьева К. В., Тюрина С. Г. Очистка тканей от пятен различного происхождения // Scienceforum.ru. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017036954 (дата обращения: 14.12.2021).

11 Рябова М. П. Восстановление и реконструкция древнерусского шитья. М.: Искусство, 1981. 207 с.

12 Санжеева Е. Б., Сафонов В. В. Руководство по удалению пятен и прачечного производства. Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2009. 148 с.

13 Титова Н. Д. Сто способов удаления различных пятен. М.: Эксмо, 2007. 163 с.

14 Сафонов В. В., Третьякова А. Е., Пыркова М. В. Химические процессы в реставрации. М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019. Ч. 1: Общие положение: учеб. пособие. 104 с.

PDF-файл

Скачать