Название статьи

ФЕНОМЕН СИНТЕЗА ИСКУССТВ В ЭСТЕТИКЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ АНТРЕПРИЗЫ СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА)

Автор/ы

Г. В. Варакина 

Сведения об авторе/авторах

Галина Владиславовна Варакина — доктор культурологии, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры, Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. E-mail: galina_varakina@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2019

Номер журнала

Т. 51

Страницы

С. 243–256

Дата поступления статьи

18.03.2018

Дата публикации

28.03.2019

Индекс УДК

7.01

Индекс ББК

85.33(2)53

Аннотация

В статье поднимается одна из ключевых проблем художественной культуры Серебряного века — проблема синтеза. Данная проблема рассматривается с разных точек зрения: исторической, эстетической, художественно-практической. В научный дискурс оказываются вовлеченными такие значимые вопросы эпохи, как музыка и ее тотальное влияние на искусство, теургия и общая религиозность искусства, мистерия и идея универсального произведения искусства. Автор обращается к научно-теоретическому наследию Р. Вагнера, русских философов В. Соловьева и Н. Бердяева, поэтов-символистов А. Белого и Вяч. Иванова. Большое значение в исследовании играет реконструкция образа древней мистерии, что чрезвычайно важно в осмыслении феномена синтеза. В статье доказывается, что имел место быть не только синтез искусств, но и синтетизм мышления. Обозначенный круг проблем рассмотрен на примере антрепризы С. Дягилева. Деятельность знаменитого импрессарио способствовала рождению принципиально нового балета, в котором танец, музыка и декорационное искусство не только соподчинены друг другу, но находятся в тесном взаимодействии и даже взаимозависимости. Любопытно то, что не танец выступает в качестве основы синтеза элементов балета, а его музыкальное начало. Хореография же понимается в этом контексте как пластический «контрапункт» (Л. Мясин) к музыкальной основе спектакля. Лучшими образцами балета нового типа стали сочинения И. Стравинского, созданные для антрепризы С. Дягилева: «Петрушка», «Весна священная» и другие. Все это позволило не только осветить одно из значительнейших художественных событий эпохи — русские балетные сезоны, — но и выявить природу синтеза и особенности его проявлений.

Ключевые слова

эстетизм, синтез искусств, религиозно-философский ренессанс, мистерия, теургия, русский балет.

Список литературы

1 Бенуа А. Н. и Дягилев С. П. Переписка (1893–1928) / сост., подгот. текста и коммент. И. И. Выдрина. СПб.: Сад искусств, 2003. 128 с.

2 Бердяев Н. Кризис искусства // Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 2. С. 399–419.

3 Бердяев Н. Русский духовный ренессанс начала ХХ века и журнал «Путь» // Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 2. С. 301–322.

4 Бердяев Н. Смысл творчества // Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 37–341.

5 Беренштейн Е. П. Русский символизм: эстетика универсальности // Культура и ценности. Тверь: Изд-во ТГУ, 1992. С. 132–142.

6 Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Избранные работы / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова; вступ. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. С. 142–261.

7 Ванслов В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета. Л.: Музыка, 1980. 192 с.

8 Варакина Г. В. Антреприза С. Дягилева: Время перемен / под ред. В. П. Шестакова. Рязань: Рельеф-Принт, 2008. 128 с.

9 Варакина Г. В. Между Дионисом и Аполлоном: Очерки о русской культуре «серебряного века» / под ред. В. П. Шестакова. Рязань: Изд-во РИК, 2007. 261 с.

10 Варакина Г. В. Мистерия как феномен культуры: история и современность // Религиоведение. 2009. № 2. С. 146–151.

11 Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX – начала ХХ века. Л.: Сов. писатель, 1977. 366 с.

12 Дягилев С. Сложные вопросы // Мир искусства. 1899. Т. I, № 1–12. C. 1–16,
37–61.

13 Имгардт Д. Живопись и революция // Золотое руно. 1906. № 5. С. 56–69.

14 Левинсон А. Старый и новый балет. Пг.: Свободное искусство, 1918. 133 с.

15 Лифарь С. Дягилев и С Дягилевым. М.: ВАГРИУС, 2005. 592 с. 

16 Сергей Дягилев и русское искусство: в 2 т. / авт.-сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М.: Изобразительное искусство, 1982. Т. I. 496 с.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации