Название статьи

СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ ПО МАТЕРИАЛАМ ДУХОВНЫХ СТИХОВ

Автор/ы

Н. С. Мурашова

Сведения об авторе/авторах

Наталья Сергеевна Мурашова — доктор культурологии, доцент, заведующий кафедрой социально-культурной и библиотечной деятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, д. 28, 630126 г. Новосибирск, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2373-7622
E-mail: 2107542@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2022

Номер журнала

Т. 64

Страницы

С. 21–35

Дата поступления статьи

22.12.2020

Дата одобрения рецензентами

17.01.2021

Дата публикации

28.06.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-21-35

Индекс УДК

008+398.88

Индекс ББК

71+82.3(2Рос=Рус)+86.372.8

Аннотация

Сотериологические представления, суть которых составляют идеи спасения души, занимают главенствующее место в мировоззрении старообрядцев. Одним из средств их распространения выступают духовные стихи. В них можно выделить мотивы, несущие сотериологическую нагрузку в зависимости от исходных посылов поиска спасения: пребывание в лоне истинного, т. е. дореформенного православия; проявление духовной стойкости, сопротивление «слугам антихристовым» в лице государства и официальной церкви; желание сохранить душу в чистоте, спасаясь от грехов человеческих. Для этого необходимо придерживаться норм праведной жизни, выразителями которых выступают этические ценности, репрезентируемые духовными стихами (любовь, добро, смирение, кротость, терпение, послушание, милосердие, честь, честность, нищелюбие, трудолюбие и др.) и стремиться «жить по вере» (посещать церковь, молиться, соблюдать посты, почитать христианские праздники). К маркирующим старообрядческие тексты условиям спасения относятся сохранение чистоты древней веры и соборности как способа спасти себя и свою веру в последние времена, соблюдение обрядов, бегство от греховного мира в пустыню. Таким образом, спасение достигается тем, как человек живет (действует, поступает) и как он мыслит. В напоминании этих истин и состоит дидактическая задача духовных стихов, развивающих тему спасения. 

Ключевые слова

сотериология, спасение души, покаяние, эсхатология, старообрядцы, духовные стихи.

Список литературы

1 Виршевая поэзия (первая половина XVII века) / сост. В. К. Былинина, А. А. Илюшина. М.: Сов. Россия, 1989. 479 с.

2 Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII – начала XIX века: Введение в изучение. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 160 с. 

3 Городские песни, баллады, романсы / сост. А. В. Кулагина, Ф. М. Селиванов. М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1997. 578 с.

4 Зеньковский В. В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с. 

5 Казанцева М. Г., Философова Т. В. Музыкально-поэтическое наследие поморского Севера в Вятской старообрядческой традиции // Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 1998. Т. 2. С. 81–111.

6 Казанцева Т. Г. Духовные стих в рукописных сборниках старообрядцев филипповского согласия (по материалам Кемеровского территориального собрания ГПНТБ СО РАН). Новосибирск: Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2014. 363 с.

7 Макаров Д. В., Акимова А. И. Сотериология в христианском богословии // Поволжский педагогический поиск. 2015. № 1. С. 78‒81.

8 Малышев В. И. Стихотворная параллель к «Повести о Горе и Злосчастии» (Стих «покаянны» о пьянстве) // Труды отдела древнерусской литературы. Л.: Изд-во АН СССР, 1947. Т. V. С. 142–149.

9 Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте исторической эволюции внебогослужебного духовного пения. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 371 с. 

10 Народные духовные стихи / сост. Ф. М. Селиванов. М.: Русская книга, 2004. 552 с. 

11 Никитина С. Е. Заметки об устно-письменной жизни духовных стихов в старообрядческой культуре // Традиционная культура. 2018. № 3. С. 180–191.

12 Никитина С. Е. Сотериология конфессиональных групп в призме этноконфессиональной лингвистики // Язык, сознание, коммуникация. М.: МАКС Пресс, 2016. С. 266‒284. 

13 Никитина С. Е. Старообрядчество в пространстве конфессиональных культур: единицы описания // Липоване: история и культура русских старообрядцев. 2011. Вып. 8. С. 93–99.

14 Ой вы, братья мои, сестры: Духовные стихи староверов Новгородской области / сост. И. А. Мельников. М.; Новгород: Археодоксия, 2011. 178 с.

15 Понырко Н. В. Выговское силлабическое стихотворство // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1974. Т. XXVIII. С. 274–290.

16 Ранняя русская лирика: репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV‒XVII веков / сост. Л. А. Петрова, Н. С. Серегина. Л.: Изд-во БАН, 1988. 409 с. 

17 Расков Д. Е. Старообрядчество: картина мира и хозяйственный стиль // Проблемы современной экономики. 2002. № 3–4. С. 134–137.

18 Рожкова Т. И. «Душа с телом расставалася…»: Духовные стихи в традиции горнозаводских сёл Южного Урала // Русский мiръ. 2012. № 7. С. 379‒409.

19 Розанов В. В. Психология русского раскола // Религия и культура. М.; СПб.: Республика; Росток, 2008. С. 27‒55.

20 Рычкова Е. В. Исторические стихи зауральского старообрядца-поморца // Вестник ЧелГУ. 2013. № 16. С. 105‒109.

21 Селищев А. М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск: Сибирское Книжное Дело, 1920. 81 с.

22 Сергий (Страгородский), архимандрит. Православное учение о спасении // Azbyka.ru. URL: http://azbyka.ru/dictionary/17/sergiy_uchenie_o_spasenii_01-all.shtml (дата обращения: 12.12.2020).

23 Флоровский Г. Пути русского богословия. М.: Ин-т русской цивилизации, 2009. 848 с. 

24 Filosofova T. Geistliche Lieder der Altgläubigen in Russland. Bestandaufnahme. Edition. Kommentar. Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verlag, 2010. 544 s.

PDF-файл

Скачать