Название статьи

ОБРАЗ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ РОССИИ В АЛЬТЕРНАТИВНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ФАНТАСТИКЕ

Автор/ы

О. О. Путило

Сведения об авторе/авторах

Олег Олегович Путило — кандидат филологических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, пр. им. В. И. Ленина, д. 27, 400066 г. Волгоград, Россия. E-mail: dolennor@rambler.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2020

Номер журнала

Т. 55

Страницы

С. 151–162

Дата поступления статьи

10.01.2019

Дата публикации

28.03.2020

Индекс DOI:

10.37816/2073-9567-2020-55-151-162

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)

Аннотация

В статье представлен анализ образа России в произведениях альтернативно-исторической фантастики, рассматриваемых с позиции реализации в них утопических и антиутопических жанровых тенденций. У «альтернативщиков» старшего поколения антиутопические мотивы преимущественно соотносятся с образом Советской России. В романе В. Аксенова «Остров Крым» ей противопоставлены идиллические виды альтернативного Крыма, в финале романа поглощаемые «чужим» пространством материковой России. В произведениях В. Рыбакова и Х. ван Зайчика воссоздана утопическая модель имперской России, в которой благополучно сосуществуют представители всех верований и политических течений. Антиутопические элементы в большинстве своем содержат критику не столько вымышленного, сколько реального мира, напоминая об отрицании писателями старшего поколения экономических и социальных достижений Советского Союза. В творчестве авторов «младшей возрастной группы» демонстрация возможных социальных моделей альтернативной России уходит на второй план, а экзотические пейзажи городов, возникающих на месте знакомых нам поселений, служат единственной цели — эпатировать читателя. Как правило, альтернативные географические образы сопоставимы с реальной действительностью, в их облике синтезируются утопические и антиутопические черты. Так, в дилогии С. Лукьяненко внешне благополучное пространство альтернативной Москвы, предстающее в утопическом ореоле, конструируется антиутопическими средствами.

Ключевые слова

хронотоп, пространство, образ России, альтернативно-историческая фантастика, В. Аксенов, В. Рыбаков, Х. ван Зайчик, С. Лукьяненко, В. Звягинцев.

Список литературы

1 Аксенов В. Остров Крым. М.: Э, 2018. 608 с.

2 Ащеулова И. В. Русская постмодернистская историческая проза в контексте современной русской культуры // Язык и культура. Сб. ст. XXV Междунар. научн. конф., посвящ. Году культуры в России / отв. ред. С. К. Гураль. Томск: Изд-во ТГУ, 2015. C. 23–31.

3 Барашкова А. В. Принципы художественного мифологизма в жанре фэнтези // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12. № 3 (57–58). С. 315–318.

4 Ван Зайчик Х. Дело жадного варвара. СПб.: Азбука-классика, 2003. 288 с.

5 Воробьева А. Н. Русская антиутопия XX — начала XXI веков в контексте мировой антиутопии: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2009. 48 c.

6 Гаврилов А. Шерлок Холмс на острове Утопия: [Рец. на книгу Х. ван Зайчика «Дело жадного варвара» (СПб., 2000) ] // Книжное обозрение. 4 декабря. С. 7.

7 Гориченский А. Империя наносит ответный удар. Пока — удар литературный // Orduss.pvost.org. URL: http://orduss.pvost.org/pages/press_5.html (дата обращения: 07.01.2018).

8 Замятин Д. Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.

9 Звягинцев В. Одиссей покидает Итаку // Itaka.pw. URL: http://itaka.pw/book/01/?001 (дата обращения: 07.01.2019).

10 Каплан В. Заглянем за стенку // Новый Мир. 2001. № 9. С. 156–170.

11 Козлова С. М. Альтернативы прошлого и будущего России в современной отечественной прозе // Вестник ТГУ. Филология. 2008. № 3. С. 73–81.

12 Ларионова М. Ч., Горницкая Л. И. «Остров Крым» В. Аксенова: география в контексте мифа // Крым и южные рубежи России: сб. науч. ст. / отв. ред. С. И. Лукьяшко. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2017. С. 148‒155.

13 Лобин А. М. Концепции истории и формы их художественной репрезентации в русской литературе начала 21 века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2018. 51 с.

14 Лобин А. М. Утопические проекты истории России в современной исторической беллетристике // Научный диалог.  2018. № 10. С. 171‒183.

15 Лукьяненко С. В. Черновик. М.: АСТ, 2018. 352 с.

16 Лукьяненко С. В. Чистовик. М.: АСТ, 2018. 352 с. 

17 Новохатский Д. В. Жанровый статус художественной альтернативной истории // Література в контексті культури. 2013. № 23 (2). С. 70–78.

18 Осьмухина О. Ю., Махрова Г. А. Специфика жанра романа альтернативной истории (на материале отечественной прозы 1990-х – 2000-х гг.) // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 1. № 4. С. 50‒58.

19 Петухова Е. И., Черный И. В. Современный русский историко-фантастический роман // Rulit.me. URL: https://www.rulit.me/books/sovremennyj-russkij-istoriko-fantasticheskij-roman-get-504772.html (дата обращения: 07.12.2018).

20 Рыбаков В. Гравилет «Цесаревич». М.: Э, 2018. 576 с.

21 Рыльщикова Л. М., Худяков К. В. Альтернативная реальность как популяризованный элемент научно-фантастического дискурса // Lingua mobilis. 2011. № 7 (33). С. 34–39.

22 Фрумкин К. Г. Альтернативно-историческая фантастика как форма исторической памяти // Историческая экспертиза. 2016. № 4. С. 17–28.

23 Чанцев А. Фабрика антиутопий: дистопический дискурс в российской литературе середины 2000-х // Новое литературное обозрение. 2007. № 86. С. 269–301. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2007/86/cha16.html (дата обращения: 07.01.2019).

24 Schenkel G. Alternate history — alternate memory: counterfactual literature in the context of german normalization. Berlin: M. A., Freie Universität Berlin, 2006. 202 p.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации