Название статьи

УГЛИЧ КАК МЕСТО ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ОЛЬГИ БЕРГГОЛЬЦ

Автор/ы

Н. А. Прозорова

Сведения об авторе/авторах

Наталья Аркадьевна Прозорова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Рукописный отдел, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, наб. Макарова, д. 4, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: arhivistka@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2021

Номер журнала

Т. 61

Страницы

С. 199–212

Дата поступления статьи

20.09.2020

Дата публикации

28.09.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-199-212

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)6

Аннотация

В статье впервые проанализирован Углич как место памяти в творческом сознании Ольги Берггольц, выявлены индивидуальная и коллективная меморизации древнего русского города. Топос Углича, ставшего для ленинградской поэтессы духовной опорой, обретал в перспективе ее высказываний новые смыслы. В начальный период творчества город моделировался сугубо социальным пространством и ареной борьбы старого мироустройства с новым. Посещение Углича в 1953 г. активировало в сознании поэтессы тему сохранения памятников и возрождения ремесел. В зрелые годы Берггольц осознавала «город детства» как благословенное место абсолютного, но впоследствии утраченного счастья и гармонии с аллюзией на легендарные Китеж-град и Калязинскую колокольню. С опорой на культурную коллективную память Углич был актуализирован как важнейший национальный топос России (историческое место гибели царевича Угличского Дмитрия) с метафорическим образом корноухого колокола — борца за справедливость. В текстах Берггольц отразились характерные для каждого исторического периода принципы музейной коммеморации угличской трагедии. Анализ рабочих записей поэтессы ко второй (ненаписанной) части повести «Дневные звезды», согласно которым она предполагала осмысление невинных жертв старины (царевич Дмитрий, ссыльные угличане) и современности (сталинские репрессии), помог по-новому прочитать киносценарий «Дневные звезды», написанный в соавторстве с И. В. Таланкиным. Творческие интенции, не реализованные в прозе, нашли развитие в кинематографическом проекте, где был создан эффект присутствия героини в древнем городе, благодаря которому достигнута ассоциация (перекличка) бедствий ссыльных угличан с беззакониями в отношении самой Берггольц. Предназначение поэта (поэта-колокола) было подчеркнуто сконструированным угличско-ленинградским пространством, в котором героиня совершает символический акт: принимает корноухий колокол от погибающего звонаря. Поэтесса воспринимала Углич местом памяти и в контексте утраченных обществом духовных ориентиров первых коммунаров (первороссиян, организаторов Первого российского общества хлеборобов-коммунаров на Алтае). Таким образом, в ее творческом сознании город являл собою национальную утрату в проекции «Углич — Китеж — Калязинская колокольня — Первороссийск». 

Ключевые слова

автобиографические жанры, публицистика, киносценарий, русские поэтессы, литературные образы, индивидуальная и коллективная память, история.

Список литературы

1 Бабушкина А. О детской литературе // Книга и пролетарская революция. 1933. № 8. С. 38–43.

2 Бабушкина А. Путь к зрелости советской детской литературы // Детская и юношеская литература. 1934. № 6. С. 1–9.

3 Берггольц О. Встреча. Дневные звезды / сост. М. Ф. Берггольц. М.: Русская книга, 2000. Ч. I–II: Главы, фрагменты. Письма, дневники, заметки, планы. 336 с.

4 Берггольц О. Дневные звезды. Л.: Сов. писатель, 1959. 164 с.

5 Берггольц О. Поездка в Углич // Литературная газета. 1953. 8 октября. № 119. С. 2–3.

6 Берггольц О. Поездка прошлого года // Новый мир. 1954. № 10. С. 122–148.

7 Берггольц О. Поход за Невскую заставу // Новый мир. 1959. № 7. С. 6–61.

8 Берггольц О. Против ликвидации лирики // Литературная газета. 1954. 28 октября. № 129. С. 3–4.

9 Берггольц О. Пьесы и сценарии. Л.: Искусство, 1988. 367 с.

10 Берггольц О. Разговор о лирике // Литературная газета. 1953. 16 апреля. № 46. С. 3.

11 Берггольц О. Ф. Собр. соч.: в 3 т. Л.: Худож. лит., 1988. Т. 1: Стихотворения, 1924–1941; проза, 1930–1941: повести и рассказы; статьи и очерки. 680 с. Л.: Худож. лит., 1989. Т. 2: Стихотворения, 1941–1953; проза 1941–1954; Говорит Ленинград; очерки и статьи. 431 с. Л.: Худож. лит., 1990. Т. 3: Стихотворения; пьесы; проза: Дневные звезды; статьи и очерки 1954–1975. 527 с.

12 Берггольц О. Углич. М.; Л.: Молодая гвардия, 1932. 100 с.

13 Берггольц. О., Таланкин И. Дневные звезды // Берггольц О. Пьесы и сценарии. Л.: Искусство, 1988. С. 327–356.

14 Горький М. Собр. соч.: в 30 т. М.: Худож. лит., 1955. Т. 30. 819 с.

15 <Заметка>. Поездка в Углич // Литературная газета. 1954. 13 февраля. № 19. С. 2.

16 Лысяков П. Как не нужно писать о школе // Народный учитель. 1934. № 3. С. 89–92.

17 Накамура Т. Мечта о мире как органическом целом в литературе советского периода: анализ «Красной птицы» Ю. Казакова, «Дневных звезд» О. Берггольц и др. // Дальний восток, близкая Россия: эволюция русской культуры — взгляд из Восточной Азии. Сб. мат. междунар. семинаров по русской культуре, Токио (2014 г.) и Сеул (2015 г.) / под ред. В. Гречко и др. Белград и др.: Логос, 2015. С. 119–134.

18 Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж., де, Винок М. Франция-память / предисл. к русскому изд. П. Нора; пер. с фр. Д. Хапаевой; науч. конс. пер. Н. Копосов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 328 с.

19 Павловский А. Голос // Голоса из блокады: ленинградские писатели в осажденном городе (1941–1944) / сост. З. Дичаров. СПб.: Наука, 1996. С. 240–255.

20 Паперный З. На подмостках лирики // Берггольц О. Пьесы и сценарии. Л.: Искусство, 1988. С. 5–31. 

PDF-файл

Скачать