Название статьи

«АНГЕЛЬСКИЕ ХРОНИКИ» В. ВОЛКОВА: ТЕКСТ-ИГРА КАК СПОСОБ БОГОПОЗНАНИЯ 

Автор/ы

О. П. Плахтиенко

Н. Н. Бедина

Н. С. Елохина

Сведения об авторе/авторах

Ольга Павловна Плахтиенко — кандидат филологических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, 163002 г. Архангельск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8493-8167. E-mail: plahtienkoolya@yandex.ru

Наталья Николаевна Бедина — кандидат филологических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, 163002 г. Архангельск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1613-4164. E-mail: bedina-nat@yandex.ru

Надежда Сергеевна Елохина — магистр филологии, учитель русского языка и литературы, МБОУ СШ № 36 г. Архангельска, ул. Смольный Буян, д. 18, корпус 2, 163002 г. Архангельск, Россия. E-mail: n.s.elohina@yandex.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2020

Номер журнала

Т. 56

Страницы

С. 156–169

Дата поступления статьи

26.11.2019

Дата публикации

28.06.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-156-169

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

833 (2 Рос=Рус)75

Аннотация

В. Н. Волков (1932–2005) — французский писатель русского происхождения, чье творчество пока еще не получило широкой известности в России. В настоящее время на русский язык переведены только «Ангельские хроники» (1997) — одно из самых необычных произведений европейской литературы конца ХХ в. В сборнике из 12 новелл В. Н. Волков реализует литературную стратегию остранения, выводя известные события мировой и Священной истории из привычного нам восприятия и показывая их с неожиданной точки зрения — точки зрения ангелов. Игровая природа текста обнаруживает его близость к эстетике европейского барокко, где игра образами, сюжетами и смыслами, как проявление творческой мысли художника, становится способом познания мира как осмысленного целого. Неожиданные скрещения пространств и временных пластов (библейского прошлого, картин современной жизни и конца всякой истории) в «Ангельских хрониках» свидетельствуют не только о свободе комбинационной игры, характерной для современного необарочного мироощущения, но и об универсальных основаниях бытия, связывающих эти пласты между собой. Смысловым стержнем всего цикла «Ангельских хроник» оказывается гносеологическая проблема возможностей и предела человеческого познания тайны Бога. В первых десяти новеллах автор как бы разыгрывает ситуации, в которых реализуется исключительно человеческая точка зрения, человеческое (тварное) рациональное и эмоционально-чувственное познание. Догматические вопросы накладываются на понятный читателю культурно-исторический опыт и осмысляются с позиций присущего человеку нравственного чувства и рациональной логики. Парадоксальность и открытость финалов этих новелл вскрывают ограниченность человеческой способности к познанию, рождающую сомнения. Последние две новеллы, выходящие за пределы завершенного и совершенного числа 10 (которое отсылает к средневековой традиции Данте и Боккаччо), выводят читателя и за пределы земного, тварного сознания, предлагая иную точку зрения — приятие Красоты Божьего мира и непостижимой милосердной воли Творца.

Ключевые слова

В. Н. Волков, «Ангельские хроники», игровой модус, необарокко, интертекст, догматическое богословие.

Список литературы

1 Булгаков Сергий, прот. Иуда Искариот Апостол-Предатель // Путь. 1931. № 26. С. 3–60; № 27. С. 3–42. URL: http://www.odinblago.ru/path/26/1 (дата обращения: 24.11.2019).

2 Волкофф В. Н. Ангельские хроники / пер. с фр. С. Васильевой. СПб.: Амфора, 2002. 343 с.

3 Догматы православного богословия // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/dogmaty-pravoslavnogo-bogosloviya (дата обращения: 24.11.2019).

4 Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: Изд-во ИНИОН РАН (отдел литературоведения) — INTRADA, 2001. 385 с.

5 Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Языки культуры. Учеб. пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 112–175.

6 Никифоров Е. «Ангельские хроники» В. Волкова. В Париже издан роман о митрополите Никодиме // Radonezh.ru. URL: http://radonezh.ru/text/angelskie-khroniki-v-volkova-br-v-parizhe-izdan-roman-o-mitropolite-nikodime-54205.html (дата обращения: 24.11.2019).

7 Степанова А. А. Преображение архетипа слуги в необарочной эстетике Германа Гессе (роман «Игра в бисер») // Вестник УРАО. 2014. № 2. С. 55–64.

8 Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание. М.: Языки славянской культуры, 2016. 448 с.

9 Шкловский В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. С. 7–23.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации