Название статьи

ИСКУССТВО ПЛАКАТА — ЗЕРКАЛО ВРЕМЕНИ ИЛИ ОТРАЖЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ? ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ НА СОВЕТСКИХ ПЛАКАТАХ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Автор/ы

Д. Ю. Ермилова

Сведения об авторе/авторах

Дарья Юрьевна Ермилова — кандидат философских наук, профессор, Российский государственный университет туризма и сервиса, 141221 Московская обл., городской округ Пушкинский, дп. Черкизово, ул. Главная, д. 99, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4794-1396
E-mail: d.ermilova@gmail.com

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 69

Страницы

С. 56–72

Дата поступления статьи

13.12.2022

Дата одобрения рецензентами

18.01.2023

Дата публикации

25.09.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-56-72 

Индекс УДК

74.01 + 7.067 "1941/1945"

Индекс ББК

85.153

Аннотация

Статья посвящена женским образам плакатов Второй мировой войны. Важно было выявить, насколько мир образов соответствовал задачам времени и насколько адекватно отражал это время. При таком подходе выясняется, что конструируемый мир не тождественен реальности; в нем не отражены все роли, которые выполняли женщины, особенно в СССР. На советских плакатах для фронта главным был образ Родины-матери, реже — женские образы, символизирующие награду за Победу, образы жертвы, которая призывает к отмщению. На плакатах для тыла преобладал образ женщины-труженицы. В отличие от американских и британских плакатов с молодыми и ухоженными «женщинами-подругами», советские плакаты изображали женщин более реалистично. В отличие от плакатов стран-союзниц, даже коммерческих, на советских почти нет женщин в военной форме, хотя на плакатах второй половины 1930-х гг. часто изображали женщин «мужских» профессий (ученых, врачей, летчиц и т. п.). Во время войны подобные образы исчезли совсем. На советских плакатах отсутствуют образы летчиц, снайперов, радисток, хотя они нашли отражение в других видах искусства — кино, изобразительном искусстве. Главная причина видится в том, что военная пропаганда создавала маскулинный образ воина-защитника, а женщинам отводила традиционные гендерные роли матери, верной подруги, хранительницы очага или символа Родины. Опыт пропаганды Второй мировой войны, которая делала акцент на визуальных образах, может быть ценен для современности, несмотря на специфику коммуникаций в цифровом мире.

Ключевые слова

советские плакаты Великой Отечественной войны, плакаты Второй мировой войны, женский образ, визуальный образ, агитация, пропаганда.

Список литературы

Исследования

1 Алиева Л. В., Филиппова Т. В. Женское лицо войны: образ женщины в плакатном искусстве периода Второй мировой войны // Метаморфозы истории. 2015. № 6. С. 21–47.

2 Афонский С. А. Наличие и характер архетипов в искусстве русского плаката, созданного в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Вестник Российского экономического ун-та им. Г. В. Плеханова. 2016. № 3 (87). С. 159–169. 

3 Барсукова Н. В. Наравне с мужчинами: женщины в Вооруженных силах СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Серия: «История». 2012. № 4. С. 203–206. 

4 Бычкова О. И. Советский плакат как хранитель памятных событий военных лет // Наследие веков. 2015. № 1. С. 90–94.

5 Вербовая А. Ю. Влияние мировых войн на образ европейской и американской женщины // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 4. Ч. 2. С. 340–353. DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.4.2-340-353

6 Данилова Ю. Ю., Нуриева Д. Р. Советские плакаты как средство визуально-вербальной политической агитации // Мир Науки, Культуры, Образования. 2015. № 2 (51). С. 406–411.

7 Дзюба Е. В., Ткаченко Ю. Г. Советское «лицо феминизма»: манипулятивный потенциал концептуальной метафоры в поликодовом тексте // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: «Лингвистика». 2017. Т. 14. № 4. С. 5–11. DOI: 10.14529/ling170401 

8 Мараховский Е. Л. Информационная политика СССР, США и Германии в период Второй мировой войны (на примере плакатной пропаганды) // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 2 (35). С. 206–228.

9 Мурманцева B. C. Советские женщины в Великой Отечественной войне: 1941–1945. М.: Мысль, 1979. 293 с.

10 Пушкарева Н. Л. Гендерная система Советской России и судьбы россиянок // Новое литературное обозрение. 2012. № 5. С. 8–23.

11 Рябов О. В. Нация и гендер в визуальных репрезентациях военной пропаганды // Женщина в российском обществе. 2005. № 3–4. С. 19–28.

12 Хлопонина О. О. Женский мир» в советском плакате 1910–1930-х годов: эволюция мифологических конструктов // Научный потенциал: работы молодых ученых. 2017. № 4. С. 287–295. DOI: 10.17805/zpu.2017.4.25

13 Шалыгина Д. Л., Куликов В. А. Специфика пропагандистского плаката во время Великой Отечественной войны как средства конструирования советской идентичности // Вестник Пермского ун-та. История. 2011. № 2. С. 55–57.

14 Goldstein J. S. War and Gender: How Gender Shapes the War System and Vice Versa. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 523 р.

15 Ermilova D. Y., Alibekova M. I., Eryomkin D. I, Lyakhova N. B., Sorokotyagina E. N. Аnalysis of the impact of Second World War on Fashion and consumer practices // New Design Idea. 2022. Vol. 6. No. 1. P. 71–85.

16 Ermilova D., Lyakhova N., Pustozerova O., Tretyakova S., Firsova Yu. Clothes rationing during World War II and its impact on fashion História e Cultura // Múltiplas escritas da história: implicações das diferentes formas de representação histórica. 2022. Vol. 11. № 2. P. 205–224.

17 Lerner D. Paper bullets: Great propaganda posters, Axis & Allied countries WWII. N.Y.: Chelsea House, 1977. 8 р. Text + 28 Plates.

18 Zeman Z. Selling the War: Art and Propaganda in World War II. London: Orbis Publishing: Exeter, 1982. 120 р.

Источники 

19 Балахнина М. В. Значение массового участия советских женщин в создании оборонного потенциала СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Сибирского государственного ун-та путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 2 (13). С. 14–20. DOI 10.52170/2618-7949_2022_13_14

20 Богомазов Г. Г. Экономические основы победы советского народа в Великой отечественной войне // Проблемы современной экономики. 2015. № 1 (53). С. 7–12.

21 Демосфенова Г. Л. Советские плакаты — фронту. М.: Искусство, 1985. 207 с.

22 Женщины во Второй мировой войне на американских плакатах // Livejournal. Профиль tipolog Владимир Касторный. URL: http://tipolog.livejournal.com/139499.html (дата обращения: 15.08.2023).

23 Осторожно! Враг подслушивает — Плакаты Великобритании (начало) // Livejournal. Профиль tipolog Владимир Касторный. URL: https://tipolog.livejournal.com/76018.html (дата обращения: 15.08.2023). 

24 Осторожно! Враг подслушивает — Плакаты Великобритании (продолжение) // Livejournal. Профиль tipolog Владимир Касторный. URL: https://tipolog.livejournal.com/82149.html (дата обращения: 15.08.2023). 

25 Плакаты войны и Победы. 1941–1945. М.: Контакт-Культура, 2005. 240 с. URL: https://boomway.ru/plakaty-vojny-i-pobedy-1941-1945-godov (дата обращения: 15.08.2023).

26 Стрелецкий Я. И. Историческая правда против лжи и фальсификаций (к 75-летию великой Победы) // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 2 (79). С. 24–29.

27 Судавцов Н. Д. Женщины-трактористки СССР в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарные и юридические исследования. 2022. Т. 9 (4). С. 591-597. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.4.9

28 Cantwell J. D. Images of War: British Poster 1939–1945. London: H.M.S.O. 1989. 65 р.

29 Darracott J., Loftus B. Second World War Posters. L.: H.M.S.O., 1972. 72 р.

30 Judd D. Posters of World War Two. London: St. Martin's Press, 1973. 160 р.

31 Noakes, L. Women in the British Army: War and the Gentle Sex, 1907–48. Routledge: [without a publisher], 2006. 224 op.

32 Strebe, A. Goodpaster. Flying for her Country: The American and Soviet Women Military Pilots of World War II. Potomac Books. 2009. 109 p.

PDF-файл

Скачать