Название статьи

ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ОБРИ БЕРДСЛЕЯ К «СМЕРТИ АРТУРА»: СЕМАНТИКА ОБРАЗА И ЕГО РУССКОЕ «ЭХО» 

Автор/ы

И. В. Мишачева

А. П. Шляпникова

Сведения об авторе/авторах

Ирина Валентиновна Мишачева — кандидат культурологии, доцент, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6500-5599. E-mail: irinami2@mail.ru

Анна Павловна Шляпникова — преподаватель, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2122-3049. E-mail: a.shl@yandex.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2021

Номер журнала

Т. 62

Страницы

С. 325–343

Дата поступления статьи

27.08.2021

Дата публикации

28.12.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-325-343

Индекс УДК

76.03

Индекс ББК

85.153(2)+85.153(3)

Аннотация

Несмотря на преемственность по отношению к «Артуриаде» прерафаэлитов и реконструированному Средневековью/Возрождению на страницах изданий Кельмскотт-пресс, «волшебный лес» Обри Бердслея обладает рядом своеобычных черт. Семантика природных образов черно-белых иллюстраций к «Смерти Артура» Томаса Мэлори оказывается созвучна и фольклорным (языческим в своей основе) представлениям о лесе как о иномирье, и христианской символике леса страстей, некультивированной «земле изгнания». К числу сущностных свойств «леса Бердслея» могут быть отнесены его сумрачность (черная трава, эффектная мгла рам), неприступность (заросли гигантского, «душащего» рыцарей вьюнка, частокол стволов как граница лесной опушки, шипы терновника, напоминающие о муках земной любви и ее греховности). В своем повествовании Томас Мэлори сокращает элемент фантастического; Бердслей, напротив, возвращает в Лес драконов, фей, сатиров. В статье затронута история первых публикаций его «лесной» графики в России, отмечается перенесение акцента с темы средневекового леса на более созвучный рокайльной эстетике мотив пейзажного парка. Сопоставляются трактовка образа леса и его козлоногих хранителей, сатиров, у английского графика и в тексте «Северной симфонии» А. Белого.

Ключевые слова

Обри Бердслей, иллюстрации к «Смерти Артура» Т. Мэлори, лес как образ иномирья, символика в пейзаже, пейзаж запустения (природа после грехопадения), волшебный лес, лесные феи, драконы, сатиры и сатирессы — семантика и стилистика образов.

Список литературы

1 Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из Пинакотеки Тозио Мартинего / Выставка в Государственном историческом музее. М.: ГИМ, 2021. 292 с.

2 Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб.: Азбука-классика, 2007. 464 с.

3 Белый А. Северная симфония (1-я, героическая). М.: Скорпион, 1904. 121 с.

4 Весы. 1905. № 1 (11). URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_520520 (дата обращения: 11.06.2021). 

5 Вязова Е. «Московский Бердслей», «русский Оскар Уайльд»: английский эстетизм в русской культуре рубежа веков // Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России. М.: Изд-во ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2014. С. 39–49.

6 Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина / изд. подгот. А. С. Бобович и др.; отв. ред. А. Д. Михайлов. М.: Наука, 1984. 287 с. 

7 Кларк К. Пейзаж в искусстве / пер. с англ. Н. Н. Тихонова. СПб.: Азбука-классика, 2004. 304 с.

8 Кронидов Н. Принцесса Лера / рис. Н. Калмакова; хромолитография О. Д. Бороздина. СПб.: Изд. авт., 1911. 40 с.

9 Мир искусства. 1899. Т. 1. № 1–2, 3–4, 5–6, 7–8, 9–10, 11–12. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_pb00000119/ (дата обращения: 11.06.2021).

10 Мир искусства. 1900. Т. 3. № 1–2, 3–10, 11–12. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_pb00000102/ (дата обращения: 11.06.2021).

11 Мэлори Т. Смерть Артура / изд. подгот. И. М. Берштейн и др.; примеч. И. М. Бернштейна; ил. О. Бердслей. М.: Наука, 1974. 899 с.

12 Соколов М. Н. Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве Нового времени. М.: РИП-холдинг, 2019. 527 с.

13 Стерджис М. Обри Бердслей. Биография / пер. с англ. К. Савельева. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 432 с.

14 Теннисон А. Королевские идиллии / пер. с англ. В. Лунина. М.: Грантъ, 2001. 475 с.

15 Beardsley A. Beardsley’s Le Morte Darthur: Selected illustrations. N.Y.: Dover Publication, 1995. 44 p. (Dover Art Library) 

16 Dore G. Dore,s illustrations vor “Idylls of the King”. N.Y.: Dover Publication, 1995. IV. 73 p. (Dover Art Library)

17 Malory T., Sir. Morte Dartuhur. The birth, life, and acts of King Arthur: of his noble knights of the Round table their marvellous enquests and adventures the achieving of the San Greal and in the end le morte Darthur with the dolourous death and departing out of this world of them all. [London]: J. M. Dent, 1893–1894. Vol. I. Original from University of California. URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uc1 Vol. II. URL: https://archive.org/details/TheBirthLifeAndActsOfKingArthur2 (дата обращения: 11.05.2021).

18 Nielson C., Melly G. The Spirit of Beardsley. N.Y.: Gramercy Books, s. a. 44 p.

19 The Studio. April 1893. Vol. 1. № 1. URL: https://archive.studiointernational.com/TheStudio/TS1893/april/The-Studio-Vol1-No1-April-1893.html (дата обращения: 11.05.2021).

PDF-файл

Скачать