Название статьи

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ СТРИТ-АРТ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Автор/ы

В. П. Вешнев

Д. Г. Ткач 

Сведения об авторе/авторах

Василий Павлович Вешнев — инженер-исследователь, Российсий государстенный униерситет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Малая Калужская ул., д. 1, 119071 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1535-5504. E-mail: wave.trk@gmail.com

Дмитрий Геннадиевич Ткач — кандидат искусствоведения, профессор, Российсий государстенный униерситет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Малая Калужская ул., д. 1, 119071 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1535-5504 E-mail: tkach.dmitry@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2021

Номер журнала

Т. 59

Страницы

С. 343–351

Дата поступления статьи

26.08.2020

Дата публикации

28.03.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-343-351

Индекс УДК

7.03

Индекс ББК

85.103(2)6

Аннотация

В статье представлен обзор основных периодов становления российского стрит-арта как художественного явления. Анализируется роль ведущих авторов и объединений, сыгравших ключевую роль в развитии этого вида искусства. Выявлена структура и описаны характерные особенности российского стрит-арта. Стрит-арт — это особая форма современного урбанистического изобразительного искусства, отличающаяся большим разнообразием творческих концепций и художественных техник. Произведения стрит-арта всегда контекстуальны, в большей или меньшей степени интегрированы в городскую эстетическую и коммуникационную среду, как правило, стилистически и тематически актуальны, нацелены на прямой диалог со зрителем. В России стрит-арт возникает в конце 1990-х – начале 2000-х гг. как продолжение художественных практик граффити-субкультур, в его последующем становлении и развитии выделяются три периода: 1995–2005 гг. — становление художественного явления; 2005–2015 гг. — развитие и общественное признание; 2015 г. – по настоящее время — активная экспансия в информационно-медийное пространство, в сферу искусства и дизайна, институциональное признание. Развитие стрит-арта в России, как и во всем мире, происходит под влиянием глобальной массовой визуальной культуры, однако в последнее десятилетие набирает силу альтернативная тенденция, заключающаяся в активном использовании национального художественно-образного контента. Продвигаются и получают одобрение проекты, отражающие актуальную для России общественно-политическую и культурную повестку, приуроченные к памятным датам и важнейшим событиям страны.

Ключевые слова

стрит-арт, уличное искусство, монументальное искусство, дизайн городской среды.

Список литературы

1 Вейц М. Е. Проекты паблик-арта как диалог между художниками и горожанами (на примере проекта «Критическая масса») // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10, № 1. С. 95–108.

2 Вильчинская-Бутенко М. Э. Урбанистическое искусство в отечественных исследованиях // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. 2016. Т. 33, № 3. С. 52–73.

3 Голынко Вольфсон Д. Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды // Художественный электронный журнал. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/16/article/225 (дата обращения: 25.08.2020).

4 Костарева И. Пост-граффити: как стрит-арт становится предметом музейного искусства // Design Mate. URL: https://designmate.ru/read/megapolis/post-graffiti (дата обращения: 25.08.2020).

5 Кудряшов И. С. Стрит-арт как феномен современной культуры: проблемы генезиса и семиотические особенности // Критика и семиотика. 2014. № 2.
С. 220–233. URL: www.philology.nsc.ru/journals/kis/pdf/CS_21/cs021kudryashov.pdf (дата обращения: 25.08.2020).

6 Поносов И. Г. Искусство и город: Граффити, уличное искусство, активизм. М.: Игорь Поносов, 2016. 208 с.

7 Смирнов А. В. Дворовое искусство как стратегия дизайна городского пространства // Вестник СПбГУПТД. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4. С. 135.

8 Судакова О. Н. Урбанистическое искусство: территория социальных интересов или разговор о новой форме эстетики // Труды института бизнес-коммуникаций / под общ. ред. М. Э. Вильчинской-Бутенко. СПб.: Изд-во СПбГУПТД, 2017. Т. 2. 187 с.

9 Тимофей Радя. Все что я знаю об уличном искусстве // Премия Кандинского. URL: http://www.kandinskyprize.ru/timofej-radya-2/ (дата обращения: 25.08.2020).

10 Цыгина Н. А. Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2015. 30 с.

11 Эстетика стрит-арта: сборник статей / под общ. ред. К. А. Куксо-Бутенко. СПб.: Изд-во СПбГУПТД, 2017. 96 с. 

PDF-файл

Скачать