Название статьи

СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПАРУС» В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 

Автор/ы

И. С. Юхнова

С. Н. Пяткин

Сведения об авторе/авторах

Ирина Сергеевна Юхнова — доктор филологических наук, профессор, Нацио-нальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, пр. Гагарина, д. 23, 603950 г. Нижний Новгород, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2835-3070
E-mail: yuhnova@yandex.ru

Сергей Николаевич Пяткин — доктор филологических наук, профессор, Нацио-нальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Арзамасский филиал), ул. Карла Маркса, д. 36, 607220 г. Арзамас, Нижегородская обл., Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8659-7543
E-mail: nikolas_pyat@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2022

Номер журнала

Т. 65

Страницы

С. 158–168

Дата поступления статьи

07.04.2020

Дата одобрения рецензентами

10.06.2020

Дата публикации

28.09.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-158-168

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)52

Аннотация

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» относится к эмблематическим текстам русской культуры и отличается высокой опознаваемостью. Образ, созданный в нем Лермонтовым, всегда воспринимался как емкий символ, а его интерпретации были обусловлены «духом» исторической эпохи. Это свойство лермонтовского «Паруса» и определяет актуальность предлагаемого исследования. Научная новизна работы заключается в систематизации, анализе и концептуализации социокультурных рецепций стихотворения поэта в национальной традиции. В статье дается история создания стихотворения, обращается внимание на его биографический контекст и предлагаются версии отказа поэта включить «Парус» в единственный прижизненный сборник своих произведений. При рассмотрении первых критических рецепций «Паруса» особо оговаривается позиция В. Г. Белинского, воспринявшего лермонтовское стихотворение как типично юношеское, ученическое сочинение поэта. Отмечается, что вопреки мнению авторитетного критика «Парус» вошел в программы гимназий, популярные учебные хрестоматии и обрел статус лирического шедевра в поэзии Лермонтова и канонического текста русской культуры. Авторы статьи полагают, что закрепление такого статуса «Паруса» в национальном культурном сознании обусловлено сложной внутренней структурой центрального образа-символа, в котором обнаруживают себя многомысленные связи плана изображения и медитативного плана, раскрывающие антиномичность духовного мира личности. При обращении к опыту научных прочтений стихотворения Лермонтова авторы статьи отмечают, что в исследовательской практике «Парус» чаще всего трактуется как выражение «свободолюбивых» революционных, в том числе декабристских, настроений. В научных работах последних лет стихотворение поэта включается в контекст христианской традиции. Обобщается и анализируется в статье творческий опыт художественной репрезентации лермонтовского образа-символа в национальной поэзии на примерах произведений К. Фофанова, С. Есенина и В. Высоцкого. Утверждается, что при всех различиях в прочтениях, трактовках, интерпретациях «Парус» Лермонтова в русском культурном сознании стал символом порывистого и неостановимого движения, стремления самоценной личности к резким, крутым переменам в собственной судьбе и окружающем мире. Именно этот смысловой план, что подтверждает высказывание председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, характерен для восприятия лермонтовского стихотворения иностранными читателями, а парус как знаковый образ русской культуры актуален и для иной национальной традиции.

Ключевые слова

Лермонтов, «Парус», «Белеет парус одинокий», русская культура, канонический текст, традиция, рецепция.

Список литературы

1 Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. Л.: ОГИЗ: ГИХЛ, 1941. С. 211–214. 

2 Битюгова И. А. Некрасов // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 338–339.

3 Вацуро В. Э. Лермонтов // История всемирной литературы: в 9 т. М.: Наука, 1989. Т. 6. С. 360–369. 

4 Голованова Т. П., Лапкина Г. А., Михайлова А. Н. Примечания // Лермонтов М. Ю. Сочинения: в 6 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 1. С. 323–324.

5 Журавлева А. И., Турбин В. Н. Творчество М. Ю. Лермонтова. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1967. 44 с.

6 Киселева И. А. Принцип и смысл обратной перспективы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» (1832) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2016. № 4. С. 120–126. 

7 Киселева И. А. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»: поэзия духовной перспективы // Литературоведческий журнал. 2005. № 20. С. 40–48.

8 Ковалева Т. В., Мишина М. Ю. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» и интерпретация его мотивов в лирике К. М. Фофанова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 4 (48). С. 184–191.

9 Кончуков Е. Приближение к Высоцкому. М.: Культура, 1997. 368 с.

10 Крылов А. Е., Кулагин А. В. Высоцкий как энциклопедия советской жизни: Комментарии к песням поэта. 2-е изд., испр. и доп. М.: Булат, 2010. 384 с. 

11 Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: в 4 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 1. 1958. 755 с. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 4. 826 с.

12 Маранцман В. Г., Гиршман М. М. «Парус» // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 366–367.

13 Маркович В. М. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» // Анализ одного стихотворения. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина, 1985.
С. 122–132.

14 Мейер Г. А. Фаталист (К 150-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова) // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2002. С. 884–899.

15 Михайлова Е. Н. Идея личности у Лермонтова и особенности ее художественного воплощения // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: сб. первый. М.: ОГИЗ; ГИХЛ, 1941. С. 125–162.

16 Найдич Э. Э. М. Лермонтов. Парус // Поэтический строй русской лирики. М.: Наука, 1973. С. 122–134.

17 Перепелкин М. А. Формула «беспокойства». Структура «бесфабульной» песни В. Высоцкого «Парус» // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 5/2 (55). С. 30–37.

18 Поэзия большой политики: Россию и Китай сблизил «Парус» Лермонтова // Царьград. URL: https://nn.tsargrad.tv/news/politika-bolshoj-pojezii-rossiju-i-kitaj-sblizil-parus-lermontova_83471 (дата обращения: 14.02.2020). 

19 Сухов В. А. Образ паруса в творчестве М. Ю. Лермонтова и С. А. Есенина (К проблеме развития лермонтовских традиций) // Современное есениноведение. 2008. № 8. С. 131–136.

PDF-файл

Скачать