Название статьи

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РОК 1970–1980-Х ГГ. В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ

Автор/ы

Е. А. Савицкая

Сведения об авторе/авторах

Елена Александровна Савицкая — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Козицкий переулок, д. 5, 125009 г. Москва, Россия. E-mail: helen@inrock.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2019

Номер журнала

Т. 52

Страницы

С. 261–275

Дата поступления статьи

17.07.2018

Дата публикации

28.06.2019

Индекс УДК

78.03

Индекс ББК

85.318

Аннотация

Статья посвящена различным аспектам взаимодействия отечественной рок-музыки с академической музыкальной культурой. Несмотря на декларируемую дистанцированность рока от музыкальной «классики» и превалирование в отечественном роке текстово-поэтической составляющей, взаимодействие с академической музыкой могло выражаться как в общем обогащении художественного тезауруса рока, так и в форме стилизаций, цитат, обработок классических произведений. Подобный интерес, пусть не столь часто встречающийся, но весьма значимый, в отечественном роке 1970–1980-х гг. складывался двумя путями: во-первых, через прослушивание известных у нас зарубежных рок-образцов, обращавшихся к «классике» (обработка «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского британской группой «ELP», бахианство у «Procol Harum» и др.); во-вторых, через непосредственное общение с академическим искусством в процессе музыкального образования и творческого досуга. В статье рассматриваются примеры подобного взаимодействия в творчестве отечественных групп «Сонанс», «Автограф», «Веселые ребята», композитора Эдуарда Артемьева, выявляются критерии «глубины» проникновения интерпретаторов в оригинальный материал. Отмечается особое внимание к творчеству русских и советских композиторов, которое зачастую рассматривается отечественными рокерами в контексте современной им эпохи. 

Ключевые слова

рок-музыка, русский рок, отечественный рок, академическая музыка, цитирование, обработка, стилизация, аранжировка, стилевой диалог.

Список литературы

1 Бубенникова Л. Рок-музыка // Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2004. С. 568–570.

2 Добрюха Н. Рок из первых рук. М.: Молодая гвардия, 1992. 304 с. 

3 Журкова Д. Искушение прекрасным. Классическая музыка в современной массовой культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 336 с.

4 Карасюк Д. История свердловского рока 1961–1991: от «Эльмашевских битлов» до «Смысловых галлюцинаций». Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. 520 с.

5 Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.

6 Петрушанская Е. Путь к утрате взаимности? К вопросу о ценностях российской музыкальной культуры 1917–1970-х годов // Высокое и низкое в художественной культуре. СПб: Нестор-История, 2013. T. II. С. 139–176.

7 Савицкая Е. Эркки-Свен Тююр (In Spe): Свободный художник // InRock. 2017. № 4 (82). С. 12–15.

8 Сыров В. Стилевые метаморфозы рока. СПб: Композитор, 2008. 312 с.

9 Уварова Е. «Веселые ребята» // Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2004. С. 112–113.

10 Уварова Е. Слободкин Павел Яковлевич // Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2004. С. 616–617.

11 Цукер А. И рок, и симфония. М.: Композитор, 1993. 301 с.

12 Чередниченко Т. Традиция без слов. Медленное в русской музыке // Новый мир. 2000. № 7. С. 173–194.

13 Sharman J. Blood & Tinsel: A Memoir. Melbourne: The Miegunyah Press, 2008. 403 с.

14 Under the Influence... // DGM Live. URL: https://www.dgmlive.com/news/under-the-influence-070112 (дата обращения: 08.07.2018).

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации