Название статьи

БУДДИСТСКИЕ И АНТИЧНЫЕ МИФОЛОГЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ПЕЛЕВИНА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

Автор/ы

Л. Г. Хорева

Сведения об авторе/авторах

Лариса Георгиевна Хорева — кандидат филологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 г. Москва, Россия. E-mail: novella2000@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2019

Номер журнала

Т. 54

Страницы

С. 257–264

Дата поступления статьи

18.09.2018

Дата публикации

28.12.2019

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)7

Аннотация

Конец XX и начало XXI вв. были ознаменованы социальными катаклизмами и распадом существующих социальных отношений. Гуманистические идеи классической литературы, утверждавшие абсолютную ценность личности, вступили в противоречия с набиравшими силу процессами обесценивания индивидуального «Я». В этих условиях новейшая русская литература подвергает переосмыслению принцип антропоцентризма. Автор статьи предлагает рассмотреть в прозе Пелевина буддистские и античные мифологемы, симбиоз которых символичен, так как знаменует восточную и западную ментальность страны. Уникальный сплав отражения окружающей действительности с системой архетипических образов привело к созданию концепции индивидуальных мифов, что ставит В. Пелевина в один ряд с такими постмодернистами, как В. Аксенов, В. Сорокин, Ю. Мамлеев. Мифологемы стали базисом новейшей постмодернистской литературы, так как апеллировали к догматам традиционного общества и способствовали выработке новых поведенческих стратегий и защиты от возможных опасностей окружающего мира. Автор статьи приходит к выводу, что для прозы В. Пелевина характерно оперирование архаическими мифологемами, которые становится подвидом интертекстуальности, предлагая читателю новую структурно-логическую сетку и новые ассоциативные характеристики.

Ключевые слова

мифологема, Пелевин, новейшая русская литература, картина мира, буддизм, античность, постмодернизм.

Список литературы

1 Пелевин В. Все рассказы. М.: Эксмо, 2010. 512 с.

2 Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 217 с.

3 Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2000. 289 с.

4 Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом // Новый мир. 1991. № 7. С. 240–257.

5 Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М.: Правда, 1991. С. 393–646.

6 Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 464 с.

7 Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 2002. 320 с.

8 Маркова Т. Н. Проза конца ХХ века: динамика стилей и жанров: материалы к курсу истории русской литературы ХХ века. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. 165 с. 

9 Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 432 с.

10 Ованесян Е. Творцы распада (тупики и аномалии «другой прозы») // Молодая гвардия. 1992. № 3–4. С. 249–262.

11 Першин Ю. Ю. Архаическое сознание. Сущность и принципы: дис. … д-ра филос. наук. Омск, 2014. 271 с.

12 Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991. 111 с.

13 Смирнов И. П. Порождение интертекста. СПб.: Изд-во СПБГУ, 1995. 193 с.

14 Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: в 2 т. / пер. с англ. М. Рыклина. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. Т. 1. 528 с.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации