Название статьи

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДОВАЯ ОДЕЖДА КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЮЖНОРУССКОМ СЕЛЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ.: СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Автор/ы

Е. Ю. Скачкова

Сведения об авторе/авторах

Елена Юрьевна Скачкова — аспирант, член Русского географического общества, член Русского религиоведческого общества, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, набережная реки Мойки, д. 48, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2359-2446
E-mail: e.iu.skachkova@gmail.com

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 68

Страницы

С. 118–134

Дата поступления статьи

16.02.2022

Дата одобрения рецензентами

25.03.2022

Дата публикации

28.06.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-68-118-134

Индекс УДК

008+391.2

Индекс ББК

63.5+71.0

Аннотация

Традиционная одежда являлась неотъемлемым атрибутом духовно-культурного пространства южнорусского села вплоть до XX в. В связи с разрушением традиции и последующими изменениями семантики и семиотики народной одежды в XX–XXI вв. возникает необходимость прояснить основное духовно-культурное содержание традиционного костюма. В качестве объекта исследования выбрана свадебная обрядовая одежда ряда сел Пензенской области ввиду ее высокого семиотического статуса и хорошей сохранности, чем обусловлен обширный полевой материал. Эмпирическую базу работы составляют этнографические описания исследуемых регионов бытования свадебного костюма, частные коллекции, музейные фонды и фотоархив автора, сформированный в результате экспедиций 2018–2019 гг. В статье рассматривается совокупность всех свадебных комплектов одежды невесты как единая семиотическая система. Контекстом данного феномена выступает непосредственно вся синтагматическая последовательность свадебных обрядов, начиная от сватовства и заканчивая последним днем свадьбы. Свадьба в данном случае рассматривается как обряд перехода жизненного цикла, главным лейтмотивом которого является процесс «умирание-смерть-возрождение». Специальные костюмные комплекты маркируют все этапы перехода (прелиминарный, лиминарный, постлиминарный): «печальные» и «кручинные» одежды постепенно сменяются «добрыми», «веселыми», белые и темные оттенки — на яркие, часто в красной гамме, и, в целом, семантика смерти сменяется семантикой жизни. Исследование также показывает, что свадебные культуры разных сел представляют собой разные семиотические системы, которые функционируют на основе единого принципа перехода, однако некоторые его аспекты и символизация могут быть различны. При этом реализуется сложная взаимосвязь социального и духовного уровней перехода, маркерами которых могут выступать разные характеристики одного и того же костюмного комплекса. В целом, семиотика свадебной обрядовой одежды свидетельствует о единстве духовной и социальной сфер южнорусского села конца XIX – начала XX вв.

Ключевые слова

семиотика, семиотика одежды, обряды перехода, свадьба, свадебная одежда, лиминарность, духовная культура, русский традиционный костюм.

Список литературы

1 Бернштам Т. А. Обряд «расставание с красотой» (К семантике некоторых элементов материальной культуры в восточнославянском свадебном обряде) // Памятники культуры народов Европы и европейской части СССР. Л.: Наука, 1982. С. 43–66.

2 Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература РАН, 1999. 198 с.

3 Гайдуков А. В., Скачкова Е. Ю. Одежда и священные знаки в воззрениях современных родноверов (по материалам социологического исследования) // Знаки и знаковые системы народной культуры — 2019. Мат. IV Междунар. научн.-практич. конф. СПб.: Смольный институт РАО, 2019. С. 282–293.

4 Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. М.: Индрик, 2012. 936 с.

5 Гура А. В. Посад // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 2009. Т. 4. С. 183–186.

6 Гура А. В. Свадебный обряд // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 2009. Т. 4. С. 544–547.

7 Добровольская В. Е. Функции традиционного костюма в современной России // Русская старина. 2016. № 4 (20). С. 313–321.

8 Жигулева В. М. Женский траурный костюм конца XIX – начала XX века Пензенской и Тамбовской губерний (по материалам экспедиций 1981–1991 годов) // Народный костюм и современная молодежная культура / под ред. Н. В. Мальцева, Е. И. Ружниковой, И. И. Шангиной. Архангельск: Правда Севера, 1999. С. 158–170.

9 Жигулева В. М. Русская традиционная культура конца XIX – начала XX вв. (по материалам крестьянской одежды Пензенской и Тамбовской губерний): дис. … канд. ист. наук. Пенза, 2005. 188 с.

10 Жигулева В. М., Иванова Л. Н. Русский народный костюм // Народный костюм Пензенской губернии конца XIX – начала XX вв. Пенза: Пеликан, 2005. C. 18–161.

11 Кутенков П. И. Великорусская женская сряда. СПб.: Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. 288 с. 

12 Кутенков П. И. Обряды и одежда русского народа. Знаковая письменность. М.: Осознание, 2017. 464 с.

13 Кутенков П. И. Свадьба великорусов. Вяземская и сядемская родовые культуры. СПб.: Петрополис, 2015. 209 с. 

14 Кутенков П. И. Южнорусская народная одежда. Чернавская крестьянская родовая культура. Конец XIX–XX вв. СПб.: Комиссия научного туризма Русского географического общества, 2011. 288 с.

15 Лебедева Н. И. Научные труды: в 2 т. // Рязанский этнографический вестник. 1996. Т. 2. 200 с.

16 Левкиевская Е. Е. Народная одежда. Семантика и прагматика // Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда / отв. ред. Н.В. Злыднева. СПб.: Алетейя, 2011. С. 135–144.

17 Прилуцкий А. М. О типологии семиотического дрейфа в пространстве религиозного дискурса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2018. № 2. С. 51–55. 

18 Самоделова Е. А. Традиционная рязанская свадьба (довенчальные ритуалы и таинство венчания): в 3 т. // Рязанский этнографический вестник. 2015. № 56. Т. 1. 261 с.

19 Скачкова Е. Ю. Семиотика русской народной одежды как религиоведческий источник // IV Конгресс Русского религиоведческого общества. «Кто знает одну, не знает ни одной»: сравнительное религиоведение полтора века спустя. Тезисы. C. 87. URL: https://rro.org.ru/wp-content/uploads/2021/04/IV-Congress-2020-Abstracts.pdf.pdf (дата обращения 26.01.2022). 

20 Шангина И. И. Русская свадьба: история и традиция. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 480 с.

21 Глебушкин С. А. Рязанская область // Коллекция. Рязанская область. URL: http://www.glebushkin.ru/collection/ryazan (дата обращения: 28.01.2022).

22 Описание рукописей ученого архива Императорского Русского географического общества: в 3 т. / под ред. Д. К. Зеленина. Петроград: Императорское Русское географическое общество, 1916. Т. 3. 1881 с.

PDF-файл

Скачать