Название статьи

ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННЫХ БАНКНОТ ЕВРОПЫ

Автор/ы

А. Д. Рыжкова, Т. Л. Макарова

Сведения об авторе/авторах

Анастасия Дмитриевна Рыжкова — аспирант, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0009-0003-3386-6820

E-mail: Legkaya.design@yandex.ru

Татьяна Львовна Макарова — доктор искусствоведения, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5251-3225

E-mail: tlmakarova27@gmail.com

Рубрика

Искусствоведение

Год

2023

Номер журнала

Т. 70

Страницы

С. 341–350

Дата поступления статьи

01.10.2021

Дата одобрения рецензентами

06.06.2023

Дата публикации

25.12.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-70-341-350

Индекс УДК

7.017

Индекс ББК

76: 7.045

Аннотация

Деньги являются одним из символов материального богатства. По изображениям на современных банкнотах и монетах можно изучать историю и культуру народа той или иной страны, а также узнать об их ценностях и традициях. В статье представлено исследование использования образов и символов в современных банкнотах стран Европы, находящихся в обращении на 2021 г. Цель статьи — количественный анализ образов и символов в дизайне банкнот Европы, использованы методы математической статистики. В данном исследовании было рассмотрено 294 вида аверсов и реверсов банкнот Европы. В ходе исследования была подсчитана абсолютная и относительная частота встречаемости групп образов и символов на аверсах банкнот. Все символы на банкнотах были классифицированы и сгруппированы по общим признакам, собрана статистика встречаемости групп символов на банкнотах Европы, представлена статистика по частоте использования цветов в банкнотах Европы. В результате данного исследования выявлены тенденции использования образов и символов в современных банкнотах Европы. Многие знаки и символы, изображенные на банкнотах Европы, имеют положительную семантику; такая семантика может использоваться и в других видах дизайна.

Ключевые слова

дизайн банкнот, образ в дизайне, символ в дизайне, знаки в дизайне, символика банкнот, символика Европы, современные банкноты, купюры, бонистика, дизайн денег, деньги, коммуникации, дизайн купюр, купюры.

Список литературы

Исследования

1 Майзингер Р. История банкнот: тайны бумажных денег / под. ред. Е. Елочкина. М.: Гранд-Фаир, 2017. 256 с.

2 Гусева А. Д., Макарова Т. Л. Образы, знаки, символы в дизайне денежных банкнот чешской республики // Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2018»: сб. мат. М.: Изд-во Российского гос. ун-та им. А. Н. Косыгина, 2018. Ч. 3. С. 11–15.

3 Минаева В. И. Дизайн банкнот в формировании образа стран // Сб. тр. XIV Междунар. научн.-практич. конф. студентов и аспирантов. Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии. Омск: Изд-во Омского государственного технического ун-та, 2015. С. 40–42.

4 Гусева А. Д. Образы, знаки, символы в дизайне денежных банкнот Восточной Европы // Мат. междунар. научн. форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве» (3 апреля 2019 г.): сб. научн. ст. Гжель: изд-во Гжельского государственного ун-та, 2019. С. 45–47. URL: http://www.art-gzhel.ru/
(дата обращения: 01.10.2021).

5 Рыжкова А. Д., Макарова Т. Л. Тенденции использования принтов и цветов в формах команд-участниц Чемпионатов Европы по футболу в 2016 и 2021 гг. // Костюмология. 2021. № 2. URL: https://kostumologiya.ru/PDF/23IVKL221.pdf (дата обращения: 04.10.2021).

6 Чайка С. С., Макарова Т. Л. Семантика символа «круг» в спортивном графическом дизайне // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. 2020. № 3. Ч. 2. С. 249–255.

7 Лоскутникова П. А., Макарова Т. Л. Шрифт в дизайне костюма как концептуальный элемент образа // Костюмология. 2020. № 2. URL: https://kostumologiya.ru/PDF/09IVKL220.pdf (дата обращения: 03.10.2021).

8 Макарова Т. Л., Макаров С. Л. Анализ символа «животное» в дизайне современного костюма и использование результатов работы в разработке базы данных и компьютерной программы // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2017. № 3 (369). С. 175–179.

9 Терина Е. О., Макарова Т. Л. Синтез изображения и голоса актера в рекламном образе. Монография. М.: Изд-во Российского гос. ун-та им. А. Н. Косыгина, 2021. 116 с.

10 Макарова Т. Л., Адамян М. А. Символика и образы орнаментов Армении в дизайне современного костюма. Монография. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2021. 192 с.

11 Макарова Т. Л., Галкина М. М. Анализ образов человека в дизайне рекламных плакатов (2013–2020 гг.) // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2022. № 3 (399). С. 238–241.

12 Хамидова С. А., Макарова Т. Л. Актуальность использования традиционных образов культуры Таджикистана в дизайне современного костюма // Мат. докладов 55-й Междунар. научн.-технич. конф. преподавателей и студентов. В 2 т. Витебск: [б. и.], 2022. С. 146–149.

13 Грама В. В., Макарова Т. Л. Использование образов из работ художников-иллюстраторов модных журналов в дизайне современного костюма // Мат. докладов 55-й Междунар. научн.-технич. конф. преподавателей и студентов. В 2 т. Витебск: [б. и.], 2022. С. 116–119.

PDF-файл

Скачать