| Название статьи | ЛЕКЦИЯ КАК СРЕДСТВО ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ | 
| Автор/ы | Н. Н. Губанов | 
| Сведения об авторе/авторах | Николай Николаевич Губанов — доктор философских наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, Ленинградский просп., д. 49, 125993 г. Москва, Россия. | 
| Рубрика | Теория и история культуры | 
| Год | 2023 | 
| Номер журнала | Т. 69 | 
| Страницы | С. 24–36 | 
| Дата поступления статьи | 16.05.2022 | 
| Дата одобрения рецензентами | 29.09.2022 | 
| Дата публикации | 25.09.2023 | 
| Индекс DOI: | https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-24-36 | 
| Индекс УДК | 37.091.32:304.2 | 
| Индекс ББК | 77.02-11+71.05 | 
| Аннотация | Статья посвящена исследованию значения и функций классической (очной, «face-to-face») лекции в современном образовательном процессе. Сущность лекции раскрывается в свете социальной концепции творчества Рэндалла Коллинза и его социологии интеллектуальных сетей. В рамках развиваемого в статье подхода лекция трактуется как архетипический вариант интеллектуального интерактивного ритуала, обеспечивающего надежную трансляцию культурного капитала от одного поколения интеллектуалов другому. Успешные участники описываемого процесса приобретают в ходе интеракции высокий эмоциональный потенциал, необходимый для интеллектуального творчества, которое детерминируется личными контактами интеллектуалов «лицом к лицу», а также их позициями в интеллектуальной сети. Авторы констатируют, что лекция обладает такими характеристиками, которые делают ее уникальным и незаменимым способом получения интеллектуального опыта как для лектора, так и для слушателей, и в результате этого она является основой для воспроизводства интеллектуальной элиты. Поэтому онлайн-лекция может быть только дополнением к классической лекции, без которой указанное воспроизводство стало бы невозможным, и в науке наступила бы стагнация. Разумеется, только небольшая часть студентов и аспирантов станет выдающимися учеными, но именно они будут создавать облик науки. Приводимые соображения снабжаются некоторыми показательными примерами из истории образования и личной многолетней педагогической практики авторов. В конце статьи даны ответы на стандартные упреки в адрес классической лекции как формы обучения. Статья имеет не только теоретическую, но и практическую цель, ориентируя молодых преподавателей на овладение лекторским искусством. | 
| Ключевые слова | лекция, интеллектуальная элита, образование, Р. Коллинз, интерактивные ритуалы, интеллектуальные сети, творчество, культурный капитал. | 
| Список литературы | Исследования 1 Губанов Н. Н., Губанов Н. И. Отмирает ли лекция в качестве ведущей формы обучения? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 72–85. 2 Губанов Н. Н., Рокотянская Л. О., Губанов Н. И. Теория и практика использования юмора в образовании // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 1. С. 105–111. 3 Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения / пер. с англ. Н. С. Розова, Ю. Б. Вертгейм. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1280 с. 4 Столетов А. Г. Избранные сочинения / Столетов А. Г.; под ред. и с примеч. проф. А. К. Тимирязева; биогр. очерк А. Г. Столетов, К. А. Тимирязева. М.; Л.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1950. 660 с. 5 Царегородцев Г. И., Шингаров Г. Х., Губанов Н. И. История и философия науки. М.: Изд-во Современного государственного ун-та, 2014. 461 с. 6 Шестак Н. В. Лекция в вузе в контексте компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2018. T. 27. № 8–9. С. 43–53. 7 Bloor D. Knowledge and Social Imagery. 2nd ed. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1991. 203 p. 8 Fuzhan N., Fereshteh M. Higher Education Lecturing and Humor: From Perspectives to Strategies // Higher Education Studies. 2015. Vol. 5 (5). P. 25–31. 9 Goffman E. Interaction Ritual. N. Y.: Doubleday, 1967. 270 p. 10 Lovorn M., Holaway C. Teachers’ perceptions of humor as a classroom teaching, interaction, and management tool // European Journal of Humor Research. 2015. Vol. 3. № 4. P. 24–35. 11 Mora R. A., Weaver S., Lindo L. M. Editorial for special issue on education and humour: Education and humour as tools for social awareness and critical consciousness in contemporary classrooms // European Journal of Humor Research. 2015. Vol. 3. № 4. P. 1–8. Источники 12 Лишевский В. Мастер лекции — Александр Григорьевич Столетов // МОО «Наука и техника». URL: http://n-t.ru/ri/ls/up03.htm (дата обращения: 19.07.2023). 13 Фердинанд де Соссюр. История создания и краткий путеводитель по курсу общей лингвистики // Top-TR — информационный портал для переводчиков. URL: https://www.toptr.ru/library/translation-truth/ferdinand-de-sossyur.-istoriya-sozdaniya-i-kratkij-putevoditel-po-kursu-obshhej-lingvistiki.html (дата обращения: 19.07.23). | 



