Название статьи

ПОЭТИКА ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ХИЩНИКИ НА ЧЕГЕМЕ»

Автор/ы

К. А. Поташова

Сведения об авторе/авторах

Ксения Алексеевна Поташова — кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный областной университет, ул. Веры Волошиной, д. 24, 141014 г. Мытищи, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-3790-6183. Е-mail: kseniaslovo@yandex.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2021

Номер журнала

Т. 59

Страницы

С. 174–184

Дата поступления статьи

22.01.2020

Дата публикации

28.03.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-174-184

Индекс УДК

821.161.1.0

Индекс ББК

83.3 (2Рос=Рус)52

Аннотация

Актуальность поставленной проблемы связана с необходимостью уточнения особенностей творческого метода А. С. Грибоедова. Предметом исследования в статье является поэтика живописной изобразительности, сложившаяся в кавказских текстах поэта. Впервые рассматривается поэтическая система стихотворения А. С. Грибоедова «Хищники на Чегеме» (1825), которая характеризуется символизмом образов, предстает началом утверждающейся традиции реалистического изображения Кавказа. В статье обозначена своеобразная манера видения поэта, заключающаяся в рассматривании картин вокруг, что в его художественной системе оказывается тождественным процессу постижения мира. Новизна исследования связана с анализом малоизвестных источников в аспекте поэтики, отличающейся успешными попытками визуализации художественного образа. Представлены результаты сопоставительного анализа черновика и беловика стихотворения «Хищники на Чегеме»: выявленные и прокомментированные текстовые исправления поэта помогают проследить движение авторской мысли. Определение особенностей воссоздания пространства оказывается ключом к пониманию художественного мышления А. С. Грибоедова. В статье делается вывод об особенностях художественного метода в «кавказском тексте» А. С. Грибоедова, акцентируется значимость средств визуализации для создания природных и национально-бытовых картин Кавказа. Представляя кавказский конфликт в визуально-символических образах, А. С. Грибоедов синтезирует жанры пейзажной лирики, элегии, батальной оды и закладывает традицию реалистического изображения Кавказа, в дальнейшем развитую в творчестве М. Ю. Лермонтова. 

Ключевые слова

А. С. Грибоедов, «Хищники на Чегеме», Кавказ, визуальность, пластичность, художественный образ.

Список литературы

1 Булгарин В. Ф. «Хищники на Чегеме» // Северная Пчела. 1826. № 143. 30 ноября. С. 3–4.

2 Вейденбаум Е. Г. Кавказские этюды: Исследования и заметки. Тифлис: Скоропеч. М. Мартиросянца, 1901. 330 с.

3 Грибоедов А. С. Полн. собр. соч.: в 3 т. / под ред. и с примеч. Н. К. Пиксанова, И. А. Шляпкина. СПб.: Изд-во Разряда изящной словесности Императорской академии наук, 1911. Т. I. 328 c. СПб.: Изд-во Разряда изящной словесности Императорской академии наук, 1917. Т. III. 396 с.

4 Державин Г. Р. Стихотворения / гл. ред. и сост. Д. Д. Благой. Л.: Сов. писатель, 1957. 459 с.

5 Киселева И. А. Творческая история стихотворения М. Ю. Лермонтова «Спор» (1841) в культурно-историческом контексте // Научный диалог. 2019. № 10. С. 264–279. 

6 Киселева И. А. Творчество М. Ю. Лермонтова как религиозно-философская система. М.: Изд-во ИИУ МГОУ, 2017. 178 с.

7 Киселева И. А. Роль событий войны 1812 года в формировании имперских настроений русского общества первой трети XIX века: к вопросу о патриотизме Лермонтова // Вестник МГОУ. 2012. № 4. С. 182–187.

8 Левченко О. А. Грибоедов и русская баллада 1820-х гг. («Горе от ума» и «Хищники на Чегеме») // А. С. Грибоедов: Материалы к биографии: сб. научн. тр.
Л.: Наука, 1989. С. 265–270.

9 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: в 11 т. / гл. ред.: С. И. Вавилов, Т. П. Кравец. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. VIII. 1279 с.

10 Медведева И. Н. Примечания // Грибоедов А. С. Сочинения в стихах / вступ. ст., подгот. текста и примеч. И. Н. Медведевой. Л.: Сов. писатель, 1967. С. 483–514.

11 Пиксанов Н. К., Шляпкин И. А. Примечания // Грибоедов А. С. Полн. собр. соч.: в 3 т. СПб.: Изд-во Разряда изящной словесности Императорской академии наук, 1911. Т. 1. С. 273–304.

12 Поташова К. А. Влияние живописи на эстетический идеал русской литературы первой трети XIX века (А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов): дис. … канд. филол. наук. М., 2016. 267 с. 

13 Поташова К. А. Цветовая визуализация художественного образа как особенность творческого метода Г. Р. Державина // Научный диалог. 2019. № 11.
С. 199–214.

14 Свивать // Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: https://gufo.me/dict/dal/свивать (дата обращения: 19.01.2020).

15 Смирнов Д. А. «Дележ добычи» А. С. Грибоедова // Русское Слово. 1859. № 5.
С. 83–85, 115 (примечания). 

16 Степанов Л. А. Эстетическое и художественное мышление А. С. Грибоедова: дис. … д-ра филол. наук. Краснодар, 2001. 46 с.

17 Страбон. География: в 17 кн. М.: Ладомир, 1994. 940 с.

18 Фомичев С. А. Комментарии // Грибоедов А. С. Сочинения. М.: Худож. лит., 1988. С. 663–726.

19 Ходанен Л. А. Культурный концепт «Кавказ» и его текстообразующая роль в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова // Сибирский филологический журнал. 2015. № 4. С. 47–57.

20 Юхнова И. С. Очерк «Кавказец» в контексте творчества М. Ю. Лермонтова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17118 (дата обращения: 19.01.2020).

PDF-файл

Скачать