Название статьи

ИСИХАЗМ В КУЛЬТУРЕ МОСКОВСКОЙ РУСИ XIV-XV ВЕКОВ

Автор/ы

Н. С. Жиртуева

Сведения об авторе/авторах

Наталья Сергеевна Жиртуева — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры «Политические науки и философия» Института общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, д. 33, 299053 г. Севастополь, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2386-1332
E-mail: zhr_nata@bk.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2022

Номер журнала

Т. 66

Страницы

С. 43–52

Дата поступления статьи

28.05.2021

Дата одобрения рецензентами

29.12.2021

Дата публикации

28.12.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-43-52

Индекс УДК

008+1(091)

Индекс ББК

71(2)4+86.37

Аннотация

Основным событием XIV в. для христианского мира стали «исихастские споры», развернувшиеся в Византии и оказавшие влияние на другие православные страны. Учение о синергии, теория обожения человека («теозис») и метафизика света, развитые исихастом Григорием Паламой, были творчески переработаны в сознании Московской Руси XIV–XV вв. Результатом явилось формирование оригинального древнерусского исихазма, который учение о синергии трансформировал в почитание Святой Троицы. Для молодого православного государства, которое находилось в процессе становления своей государственности, Святая Троица стала олицетворением народного единства и преодоления зависимости от завоевателей. Учение святого Сергия Радонежского о Троице, троичная концепция Епифания Премудрого, растущая популярность троичной темы в иконописи, специальное празднование дня Троицы, строительство троичных храмов является свидетельством прочного закрепления культа Святой Троицы в московской культуре. Другой важной темой для древнерусской культуры XIV–XV вв. стала концепция «обожения» человека как высшей формы его творчества. Свое теоретическое оформление она нашла в учении Григория Паламы, но ее зримым выражением явилась иконопись Андрея Рублева и Дионисия. Древнерусские иконописцы смогли передать нравственный идеал исихазма — идеал преображенного человека, который путем обожения (теозиса) достигает нового онтологического статуса существования. Учение об обожении было самым тесным образом связано с исихастской метафизикой фаворского света, отраженной в древнерусской эстетике света и цвета.

Ключевые слова

византийский исихазм, древнерусский исихазм, обожение, фаворский свет, Троице-Сергиева лавра, культ Троицы.

Список литературы

1 Алпатов М. В. Андрей Рублев. М.: Искусство, 1959. 37 с.

2 Берсенева Т. П. Феномен синергии в древнерусской культуре // Философия и культура. 2013. № 9. C. 1217–1223. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.9.9281

3 Борисов Н. С. И свеча бы не угасла...: Исторический портрет Сергия Радонежского. М.: Молодая гвардия, 1990. 301 с.

4 Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI–XVII вв. М.: Мысль, 1995. 637 с.

5 Вагнер Г. К. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 255 с.

6 Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV–XV вв. // Византийский временник. Л.: Наука, 1969. Т. 29. С. 196–210.

7 Древняя русская литература. Хрестоматия / сост. И. Н. Прокопьев. М.: Просвещение, 1988. 429 с.

8 Жиртуева Н. С. Исихазм в культуре Киевской Руси ХI–ХII вв. // Вестник славянских культур. 2020. № 57. C. 8–20.

9 Жиртуева Н. С. К проблеме древнерусского исихазма в отечественной историографии // Novogardia. Международный журнал по истории и исторической географии Средневековой Руси. 2019. № 2. С. 28–44.

10 Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева // Андрей Рублев и его эпоха: сб. ст. М.: Искусство, 1971. С. 62–102.

11 Климков О. С. Исихия и философия в доктрине Григория Паламы // Философская мысль. 2017. № 5. С. 14–30. DOI: 10.7256/2409-8728.2017.5.22444.

12 Климков О. С. Символ и теозис в паламитской концепции богопознания // Миссия конфессий. 2017. № 22. С. 40–49.

13 Козлов М. Н. Богини-рожаницы в представлениях восточных славян домонгольской эпохи // XII Междунар. Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сб. науч. работ. Севастополь: Таврия, 2018. С. 207–218. 

14 Козлов М. Н. Исторические корни культа Богородицы у восточных славян раннего средневековья // Гуманитарно-педагогическое образование. 2016. Т. 2, № 4. С. 80–84. 

15 Конотоп Л. Г. Проблема життя та смерті в історії філософії (мітологічні та середньовічні інтерпретації). Київ: Українська Видавнича Спілка, 1996. 172 с.

16 Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.; Л.: АН СССР, 1962. 172 с.

17 Палама Григорий. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 384 с.

18 Памятники византийской литературы. IX–XIV веков. М.: Наука, 1969. 463 с.

19 Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской живописи. М.: Интерпринт, 1990. 44 с. 

20 Флоренский П. А. Моленные иконы Преподобного Сергия // Флоренский П. А. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 383–408.

21 Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Флоренский П. А. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 352–369.

22 Хоружий С. С. Античная забота о себе и практики исихазма: компаративный анализ (заметки на полях «Герменевтики субъекта» Фуко) // Вопросы философии. 2016. № 8. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1454&Itemid=52 (дата обращения: 27.05.2021).

PDF-файл

Скачать