Название статьи

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В КОНСОЛИДАЦИИ РУССКОЯЗЫЧНОГО СООБЩЕСТВА В БРАЗИЛИИ

Автор/ы

С.В. Рязанцев

Е.Е. Письменная

Ю.А. Плетнева

Сведения об авторе/авторах

Сергей Васильевич Рязанцев — доктор экономических наук, профессор, член- корреспондент Российской академии наук, Институт демографических исследо- ваний Федерального научно-исследовательского социологического центра Рос- сийской академии наук, директор, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1, 119333 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5306-8875
E-mail: riazan@mail.ru

Елена Евгеньевна Письменная — доктор социологических наук, доцент, глав ный научный сотрудник, Институт демографических исследований Федерального  научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1,
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0401-2071
E-mail: epismennaya@fa.ru

Юлия Эдуардовна Плетнева — младший научный сотрудник, Институт демогра- фических исследований Федерального научно-исследовательского социологиче- ского центра Российской академии наук, директор, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1, 119333 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6689-3305
E-mail: julpletneva@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 67

Страницы

С. 21–34

Дата поступления статьи

19.01.2022

Дата одобрения рецензентами

26.02.2022

Дата публикации

28.03.2023

Индекс DOI:

https:/doi.org/10.37816/2073-9567-2023-67-21-34

Индекс УДК

316.7

Индекс ББК

72 / 71.07

Аннотация

Интернет становится одной из главных площадок коммуникации, а также важным источником получения информации для людей. Особую роль он играет для мигрантов, поскольку интернет-общение способно преодолевать большие географические расстояния. Целью данного исследования было выявление на примере Бразилии особенностей функционирования русскоязычного молодежного интернет-пространства за рубежом. Эмпирической основой исследования являются результаты анонимного социологического опроса русскоговорящей молодежи в Бразилии в возрасте от 14 до 35 лет, а также данные экспертного опроса МИД РФ. Особое внимание уделяется определению основных видов интернет-площадок, наиболее актуальных дискуссионных вопросов для обсуждения. Кроме того, исследование было направлено на выявление ориентации русскоговорящий молодежи по отношению к России. Оказалось, что многие респонденты проявляют высокую заинтересованность в поддержании культурных связей сРоссией. Более того, подавляющее большинство опрошенных респондентов, родившихся в Бразилии, положительно оценивают международный имидж России. Интересным результатом исследования оказалось то, что почти никто из опрошенных не знал о государственных мерах по поддержке соотечественников и русского языка за рубежом. Несмотря на это, многие из них выразили свою высокую заинтересованность и готовность участвовать в таких проектах при возможности. Отмечается, что на сегодняшний день, когда Интернет уже стал основной площадкой для общения внутри русскоязычного сообщества, представителям Посольства и Россотрудничества, заинтересованным в привлечении и поддержании связей с соотечественниками, также необходимо более активно присутствовать на различных интернет-площадках. Результаты данного исследования показали, что интернет-коммуникация имеет важную роль в укреплении связи внутри русскоязычного сообщества и в сохранении общих культурных ценностей. Интересно, что мигранты в первом поколении рассматривают Интернет в качестве источника информации в решении бытовых вопросов, а те, кто родился в Бразилии, больше заинтересованы в поддержании культурных связей с Россией.

Ключевые слова

мигранты, интернет, коммуникация, консолидация, русскоязычные сообщества, демографическая ситуация, социальные сети, Бразилия.

Список литературы

1 Рынок русскоязычного ТВ в Европе стремительно меняется // Businesstat. URL: https://businesstat.ru/analytics/russian_ip_tv_in_evrope/ (дата обращения: 15.02.2021). 

2 Social media usage in Brazil — statistics & facts // Statista. URL: https://www.statista.com/topics/6949/social-media-usage-in-brazil/ (дата обращения: 15.02.2021). 

3 Должикова А.В., Массарова А.Р., Холина В.Н. Социально-экономическое развитие региона как фактор успешности политики «Мягкой силы» (на примере продвижения русского языкаи образования на русском в Латинской Америке) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016. № 2. C. 35–49.

4 Рязанцев С.В. Эмигранты из России: русская диаспора или русскоговорящие сообщества? // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 84–94. 

5 Рязанцев С.В., Храмова М.Н. Современное состояние и перспективы русскоговорящих общин в странах Латинской Америки // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2016. № 6. С. 5–14. 

6 Dahlberg L. The Internet, deliberative democracy, and power: Radicalizing the public sphere // International Journal of Media & Cultural Politics. 2007. Vol. 3. No. 1. P. 47–64. 

7 Haythornthwaite C. Social networks and Internet connectivity effects // Information, Community & Society. 2005. Vol. 8. No. 2. P. 125–147. 

8 Kama A., Malka V. Identity prosthesis: Roles of homeland media in sustaining native identity // Howard Journal of Communications. 2013. Vol. 24. No. 4. P. 370–388. 

9 Karim H.K. Mapping diasporic mediascapes // The media of diaspora / ed. by K.H. Karim / London: Routledge Press. 2003. P. 1–18. DOI: 10.4324/9780203380642.

10 Lee J., Myers T.A. Can social media change your mind? SNS use, cross-cutting exposure and discussion, and political view change // Social Media Studies. 2016. Vol. 2. No. 2. P. 87–97. DOI:10.15340/2147336622992 

11 Norris P. The impact of the Internet on political activism: Evidence from Europe // International Journal of Electronic Government Research (IJEGR). 2005. Vol. 1. No. 1. P. 19–39. 

12 Oiarzabal P.J., Reips U.D. Migration and diaspora in the age of information and communication technologies // Journal of Ethnic and Migration studies. 2012. Vol. 38. No. 9. P. 1333–1338. 

13 Putnam R.D. Bowling alone: The collapse and revival of American community. New York: Simon & Schuster, 2001. 544 p. 

14 Raacke J., Bonds-Raacke J. MySpace and Facebook: Applying the uses and gratifications theory to exploring friend-networking sites // Cyberpsychology & behavior. 2008. Vol. 11. No. 2. P. 169–174. https://www.liebertpub.com/doi/10.1089/cpb.2007.0056.

15 Valenzuela S., Park N., Kee K.F. Is there social capital in a social network site?: Facebook use and college students' life satisfaction, trust, and participation // Journal of computer-mediated communication. 2009. Vol. 14. No. 4. P. 875–901. https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2009.01474.x

16 Yoon K. Korean migrants’ use of the internet in Canada // Journal of International Migration and Integration. 2017. Vol. 18. No. 2. P. 547–562. http://dx.doi.org/10.1007/s12134-016-0487-8

PDF-файл

Скачать