| Название статьи | ХУДОЖНИК А. Н. МОКРИЦКИЙ В ИТАЛИИ В 1840-Е ГГ.: ОПЫТ РАБОТЫ НАД ПЕЙЗАЖЕМ | 
| Автор/ы | Е. А. Шарова | 
| Сведения об авторе/авторах | Елена Андреевна Шарова — выпускница аспирантуры Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, ул. Мясницкая, д. 21, 101000 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3440-1334. E-mail: scharova.elena-a@yandex.ru | 
| Рубрика | Искусствоведение | 
| Год | 2020 | 
| Номер журнала | Т. 58 | 
| Страницы | С. 289-301 | 
| Дата поступления статьи | 11.03.2020 | 
| Дата публикации | 28.12.2020 | 
| Индекс DOI: | https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-58-289-299 | 
| Индекс УДК | 7.03 | 
| Индекс ББК | 85.103(2)52 | 
| Аннотация | Статья посвящена творчеству художника А. Н. Мокрицкого, в 1840-х гг. пребывавшего в Италии и пережившего там большое увлечение пейзажной живописью. Обучавшийся сначала у А. Г. Венецианова, затем в Императорской Академии художеств у К. П. Брюллова, и сам, впоследствии вставший на преподавательскую стезю, он явился заметной личностью в истории русской культуры второй трети XIX в. Мокрицкий известен как художник среднего дарования, не оставивший в отечественном искусстве своим творчеством заметного следа. Однако именно он, как характерный представитель своей художественной среды, стал показателем происходящих в ней изменений. Статья дает представление о годах, проведенных Мокрицким в Италии, которые явились важнейшим периодом его профессионального становления и совпали с наиболее яркой страницей жизни римской колонии русских художников. Автор статьи рассматривает тесное взаимодействие художника не только с членами русской колонии в Риме, но и с представителями европейских художественных школ. По архивным материалам и литературным источникам удалось существенно дополнить сведения о жизни и творчестве Мокрицкого времени его заграничной поездки. Проанализировав значительно расширенный перечень ландшафтных работ, созданных художником в данный период, автор статьи обозначил некоторые характерные черты итальянского пейзажа 40-х гг. XIX в. в ряду других живописцев. | 
| Ключевые слова | А. Н. Мокрицкий, пейзажист, русские художники в Риме, ландшафты Италии, этюды с натуры, европейские мастера пейзажа, виды итальянских городов, пейзажная живопись. | 
| Список литературы | 1 Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / сост. И. А. Виноградов. М.: XXI в. — Согласие, 2001. 774 с. 2 Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / вступ. ст., редакция и примеч. Абрама Эфроса и А. П. Мюллер. М.; Л.: Academia, 1931. 312 с. 3 Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины XIX века. М.: СканРус, 2005. 482 с. 4 Дневник художника А. Н. Мокрицкого / вступ. ст. и примеч.Н. Л. Приймак. М.: Изобразительное искусство, 1975. 271 с. 5 Мокрицкий А. Автобиография // Художественный журнал. 1882. Т. 3. С. 147–158. 6 Пассек Т. П. Из дальних лет. Воспоминания Т. Н. Пасек: в 3 т. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1879. Т. 2. 495 с. 7 Петров П. Н. Итальянские сцены и виды в русской живописи // Северное сияние. Русский художественный альбом. СПб.: Изд. В. Е. Генкеля, 1863. Т. 2. Стб. 53–60. 8 Погодина А. А. Пути развития русского пейзажа 1830–1900-х годов // «Пленники красоты». Русское академическое и салонное искусство 1830–1910-х годов. Альбом. М.: СканРус, 2004. С. 244–265. 9 Степанова С. С., Погодина А. А. Рим — русская мастерская. Очерки о колонии русских художников 1830–1850-х годов. М.: БуксМАрт, 2018. 456 с. 10 Степанова С. С. Римские пленэры // Степанова С. С., Погодина А. А. Рим — русская мастерская. Очерки о колонии русских художников 1830–1850-х годов. М.: БуксМАрт, 2018. С. 203-240. 11 Чижов Ф. В. О работах русских художников в Риме. Венеция. Май. 1845 г. // Московский литературный и ученый сборник. М.: Тип. Августа Семена, 1846. С. 49–136. 12 Энциклопедический словарь / изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон; под ред. К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского. СПб.: Тип.-Литограф. И. А. Ефрона, 1895. Т. 16А: Коялович — Кулон. 480 с. | 
| PDF-файл | 



