Название статьи

«КОМЕДИЯ О ЕВДОКИИ ИЗ ГЕЛИОПОЛЯ, ИЛИ ОБРАЩЕННАЯ КУРТИЗАНКА» М. А. КУЗМИНА КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ПЬЕСЫ А. А. БЛОКА «ПЕСНЯ СУДЬБЫ»

Автор/ы

В. Б. Зусева-Озкан

Сведения об авторе/авторах

Вероника Борисовна Зусева-Озкан — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9537-108X. E-mail: v.zuseva.ozkan@gmail.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2020

Номер журнала

Т. 56

Страницы

С. 121–130

Дата поступления статьи

15.08.2019

Дата публикации

28.06.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-121-130

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)53

Аннотация

В статье предлагается гипотеза о том, что одним из источников пьесы А. А. Блока «Песня Судьбы» (1908) является «Комедия о Евдокии из Гелиополя, или Обращенная куртизанка» (1907) М. А. Кузмина. Анализируется фрагмент статьи Блока «О драме» (1907), посвященный этой пьесе Кузмина, отмечаются те моменты, на которых специально останавливается Блок, и проводятся параллели с его собственной пьесой. Указываются значительные совпадения на разных уровнях структуры двух пьес: в системе персонажей, мотивном комплексе, сюжете, жанре; в частности, предлагается не учтенный прежде источник заимствования имени главного героя «Песни Судьбы» (Герман). Утверждается, что в обоих случаях разыгрывается основанный на гностическом учении сюжет спасения и достижения совершенной, сакральной любви, так что обе пьесы превращаются в мистерии (что и сам Блок подчеркивал в своем отклике на произведение Кузмина). Демонстрируются взаимопревращения двух женских образов: традиционного, соответствующего норме гендерного дисплея образа сначала блудницы, а затем святой (у Кузмина, который облекает свою мистерию в форму агиографической стилизации с ее жесткой системой топосов) и гендерно неоднозначного образа спасительницы/воительницы (у Блока, в чьем творчестве этот образ является принципиальным).

Ключевые слова

А. А. Блок, М. А. Кузмин, мистерия, гностический миф, сюжет спасения, блудница, воительница, пленная Мировая Душа, фемининность.

Список литературы

1 А. А. Блок — Л. Д. Менделеева-Блок. Переписка. 1901–1917. М.: Изд-во ИМЛИ РАН, 2017. 720 c.

2 Библиотека А. А. Блока. Описание. Л.: Изд-во БАН, 1985. Кн. 2. 416 c.

3 Блок А. А. О драме // Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М.: Наука, 2003. Т. 7. С. 83–100.

4 Блок А. А. Песня Судьбы // Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М.: Наука, 2014. Т. 6. Кн. 1. С. 101–159, 275–424.

5 Венгеров Н. А. Блок и М. Горький // Горьковские чтения. 1953–1957. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 200–261.

6 Долотова А. М. [Комментарий к «Песне Судьбы»] // Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М.: Наука, 2014. Т. 6. Кн. 1. С. 525–587.

7 Кузмин М. А. Дневник 1905–1907. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. 608 c.

8 Кузмин М. А. Комедия о Евдокии из Гелиополя, или Обращенная куртизанка // Стихи и проза. М.: Современник, 1989. С. 204–229.

9 Лотман Ю., Минц 3. «Человек природы» в русской литературе XIX века и «цыганская тема» у Блока // Минц З. Г. Александр Блок и русские писатели. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. С. 343–388.

10 Любимова О. Е. Блок и сектантство: «Песня Судьбы», «Роза и Крест» // Александр Блок: Исследования и материалы. М.; СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 69–89.

11 Магомедова Д. М. «Андреевский» пласт в пьесе Блока «Песня Судьбы» // Блоковский сборник. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2006. Вып. XVII: Русский модернизм и литература ХХ века. С. 9–18.

12 Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М.: Мартин, 1997. 224 c.

13 Минц З. Г. Блок и Гоголь // Александр Блок и русские писатели. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. С. 22–85.

14 Минц З. Г. Блок и Достоевский // Александр Блок и русские писатели. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. С. 86–112.

15 Минц З. Г. Блок и Пушкин // Александр Блок и русские писатели. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. С. 145–260.

16 Минц З. Г. Функция реминисценций в поэтике А. Блока // Блок и русский символизм. Избранные труды: в 3 кн. СПб.: Искусство-СПБ, 1999. Кн. 1: Поэтика Александра Блока. С. 362–388.

17 Письма М. А. Кузмина к Блоку и отрывки из дневника М. А. Кузмина / предисл. и публ. К. Н. Суворовой // Литературное наследство. М.: Наука, 1981. Т. 92. Кн. 2. С. 143–174.

18 Приходько И. С. [Вступительная статья к комментарию] // Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М.: Наука, 2014. Т. 6. Кн. 1. С. 435–440.

19 Приходько И. С. «Крушение героя» в сознании А. Блока 1906–1908 гг. // Шахматовский вестник. М.: Наука, 2010. Вып. 10–11. С. 19–28.

20 Приходько И. С. Мифопоэтика А. Блока: Историко-культурный и мифологический комментарий к драмам и поэмам. М.; Владимир: Изд-во МГПУ: ВГПУ, 1994. 134 c.

21 Приходько И. С. Леонид Андреев и Александр Блок: «Книга Судеб» и «Песня Судьбы» // Русская литература конца XIX – начала XX века в зеркале современной науки. М.: Изд-во ИМЛИ РАН, 2008. С. 196–203.

22 Родина Т. М. Александр Блок и русский театр начала XX века. М.: Наука, 1972. 312 с.

23 Толмачев В. М. А. Блок и Х. Ибсен: опыт компаративного исследования // Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. 2016. Вып. 2 (47). С. 45–61.

24 Хопрова Т. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. Л.: Музыка, 1974. 152 c.

25 Шмаков Г. Блок и Кузмин (Новые материалы) // Блоковский сборник. Тарту: Изд-во ТГУ, 1972. Вып. II. С. 341–364.

26 Эткинд A. Хлыст: Секты, литература и революция. М.; Хельсинки: НЛО, 1998. 685 с.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации