Название статьи

ЗВУК ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ПРОСТРАНСТВ В ФИЛЬМЕ «СТАЛКЕР» АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

Автор/ы

Е. А. Русинова

Сведения об авторе/авторах

Елена Анатольевна Русинова — кандидат искусствоведения, доцент, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК), ул. Вильгельма Пика, д. 3, 129226 г. Москва, Россия. E-mail: vgik_sound@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2017

Номер журнала

Т. 46

Страницы

С. 207-216

Дата поступления статьи

25.08.2017

Дата публикации

15.12.2017

Индекс УДК

7.01

Индекс ББК

85.374.3(2)

Аннотация

Великий российский режиссер Андрей Арсеньевич Тарковский, чей 85-летний юбилей отмечается в 2017 г., оставил глубокое, неисчерпаемое для понимания и интерпретации творческое наследие. Последний из снятых на родине фильм «Сталкер» стал выражением поисков режиссером духовных основ жизни современного человечества, понимания его ошибок в прошлом, заблуждений в настоящем и возможных путей в будущем. Соотношение и взаимодействие между миром физическим и миром духовным выражено в картине прежде всего в формально-структурном и изобразительном решении. Однако не менее важна в фильме и сфера звука в самом широком, философском значении этого слова. Тарковский экспериментировал со звуком в фильме, сближая его шумовые и музыкальные возможности для выстраивания сложных звуковых образов, сред и ландшафтов. В работе с композитором Эдуардом Артемьевым режиссер отказывался от создания привычных для киномузыки мелодий и лейтмотивов в поисках звука, связанного с духовными практиками западной и восточной традиций. Такой подход к фоносфере фильма стал одним из способов выражения сложного взаимодействия физического и духовного пространств в его художественной структуре. Тарковский сознательно убирал из сюжета и аудиовизуального ряда все внешние эффекты, обычно присущие жанру фантастического фильма, чтобы сосредоточить внимание зрителя на главном, передать изменяющееся внутреннее состояние героев по мере продвижения их по сложной дороге Зоны как метафоры трудного пути человека к своему духовному преображению.

Ключевые слова

отечественный кинематограф, Андрей Тарковский, Эдуард Артемьев, духовные традиции в кино, кинопритча, звуковое решение фильма, музыка фильма.

Список литературы

1 Андрей Тарковский. Мартиролог. Дневники 1970–1986. Международный Институт им. Андрея Тарковского, 2008. 623 c.

2 Евлампиев И. И. Художественная философия Андрея Тарковского. СПб.: Алетейя, 2001. 349 c.

3 Кононенко Н. Г. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 288 c.

4 Косинова М. И., Фомин В. И. «Музыка Баха звучит как-то не по-советски…». История создания фильмов Андрея Тарковского, снятых в СССР. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. 528 c.

5 Петров А. Эдуард Артемьев и Андрей Тарковский («Музыка в фильме мне не нужна…») // Electroshock.ru. URL: http://www.electroshock.ru/edward/interview/petrov3/index.html (дата обращения: 31.07.2017).

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации