Название статьи

ЛЕГЕНДА О ХРИСТЕ В СОСТАВЕ СКАЗКИ О МАРКО БОГАТОМ:  УСТНЫЕ И КНИЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ СЛАВЯНСКИХ ПОВЕСТВОВАНИЙ

Автор/ы

В. С. Кузнецова

Сведения об авторе/авторах

Вера Станиславовна Кузнецова — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Николаева, д. 8, 630090 г. Новосибирск, Россия. E-mail: vera_kuznetsova@mail. ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2017

Номер журнала

Т. 46

Страницы

С. 122-134

Дата поступления статьи

20.05.2017

Дата публикации

15.12.2017

Индекс УДК

398.2

Индекс ББК

82.3

Аннотация

Повествования о Марко Богатом — богачу предсказано, что его наследником и зятем станет сын бедняка; богач безуспешно пытается его погубить; предсказание сбывается — принадлежат к числу популярных в фольклоре (АaТh 930; СУС 930=461). Отдельный интерес представляет содержащийся в начальной части народных рассказов о Марко Богатом фрагмент, известный как «легенда о Христе в гостях у мужика» (в дом богача приходит Христос в образе нищего; он не узнан и изгнан, определяет новорожденному мальчику из бедной семьи судьбу — унаследовать богатства Марко). Этот фрагмент считают «наращением» к основной части повествования (о попытках погубить ребенка), имевшим место исключительно на русской почве (Н. Ф. Сумцов). Источник данного эпизода повествования Ф. И. Буслаев предполагал в рассказе Пролога под 18 октября «О некоем игумене, его же искуси Христос во образе нищаго». Однако прóложная легенда не содержит мотива предсказания судьбы и потому не могла явиться источником рассматриваемого фрагмента для фольклорных повествований. При сравнении вариантов начального эпизода народных рассказов о Марко Богатом с другими формами славянских повествований о судьбе обнаруживается, что источник этого мотива в легендах восходит к народным верованиям славян в предопределение судьбы и связан с представлениями о сýденицах — мифологических существах женского пола, определяющих судьбу ребенка при его рождении. 

Ключевые слова

славянский фольклор, легенды о судьбе, предопределение судьбы. 

Список литературы

1 Азадовский М. Сказки Верхнеленского края. Иркутск, 1925. XLVIII + 144 c. 

2 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М. : Изд-е К. Солдатенкова, 1869. Т. III. 840 c. 

3 Белоруcский сборник / собрал Е. Р. Романов. Витебск: Типолитография Г. А. Малкина, 1887. Вып. 3. 444 с. 

4 Буланин Д. М. Пролог // Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 307. 

5 Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1861. Т. 1. 646 с. 

6 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийском Митрополитом Макарием. Октябрь, дни 4–18. СПб., 2009. Вып. 5. (Серия «Памятники славяно-русской письменности»). 

7 Державина О. А. Прóлог в творчестве русских классиков XVIII–XX вв. и в фольклоре // Литературный сборник XVII века Прóлог. М.: Наука, 1978. С. 155–169. 

8 Ђурић Д. Народна веровања и предања о одређивању судбине у Шумадиjи // Годишњак Катедре за српску књижевност са jужнословенским књижевностима за школску 2014/2015 годину. Година X. Београд: Универзитета у Београду, 2015. С. 161–171. 

9 И<ванов> П. Из области малорусских народных легенд // Этнографическое обозрение. 1890. № 4 (кн. 7). С. 71–94. 

10 Капица Ф. С. Фольклорные сюжеты в печатном «Прологе» // Герменевтика древнерусской литературы / отв. ред. Д. С. Менделеева. М.: Знак, 2008. Сб. 13. С. 673–690. 

11 Кузнецова В. С. Белорусская сибирская запись сказки о Марко Богатом (AaTh 930) и восточнославянские разновидности этого сюжета // Беларускi фальклор: Матэрыялы и даследаваннi. Мiнск. Вып. 5. (в печати)

12 Матвеева Р. П. Сюжетный состав русских волшебно-фантастических сказок Сибири // Локальные особенности русского фольклора Сибири. Новосибирск: Наука, 1985. С. 5–55. 

13 Народные русские легенды, собранные А. Н. Афанасьевым. М.: Типография В. Грачева и Комп., 1859. XXXII + 203 с. 

14 Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: в 3 т. / изд. подг. Л. Г. Бараг, Н. В. Новиков. М.: Наука, 1985. Т. 2. 463 с. 

15 Плотникова А. А., Седакова И. А. Судженицы // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. / отв. ред. Н. И. Толстой. М.: Международные отношения, 2014. Т. 5. С. 199–203. 

16 Пыпин А. Н. Русские народные легенды (По поводу издания г-на А. Н. Афанасьева в Москве 1860 г.) // Народные русские легенды А. Н. Афанасьева. Новосибирск, 1990. с. 180–202. 

17 Раденковић Љ. Народна предања о одређивању судбине: словенске паралеле // Жива реч. Зборник у част проф. др Наде Милошевић-Ђорђевић. Београд: Балканолошки институт САНУ, 2011. С. 511–534. 

18 Сапунджиев Ив. К. Отъ Ломско // Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София: Държавна печатница, 1891. Кн. 6. С. 110–111. (3-я пагинация)

19 Сказки, записанные В. Ф. Булгаковым в 1905 г. в с. Бердском // Записки Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества по этнографии / под ред. Г. Н. Потанина. Томск: Паровая тип. Н. И. Орловой, 1906. Т. 1. С. 85–183. 

20 Смоленский этнографический сборник / сост. В. Н. Добровольский. СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1891. Ч. 1. 716 c. 

21 Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л., 1979. 437 c. [в статье — СУС] 

22 Стойков Д. От Софийско // Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София: Държавна печатница, 1892. Кн. 7. С. 154–157 (3-я пагинация). 

23 Сумцов Н. Ф. Сказки и легенды о Марке Богатом // Этнографическое обозрение. 1894. № 1 (кн. 20). С. 9–29. 

24 Толстой Н. И. Сýденицы // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международные отношения, 2002. С. 456–457. 

25 Традыцыйная мастацкая культура беларусаў у 6 т. Т. 6 Гомельскае Палессе і Падняпроўе. У 2 кн. / А. М. Боганева [і інш.]; ідэя і агульнае рэдагаванне Т. Б. Варфаламеевай. Мінск: Выш. шк., 2013. Кн. 2. 1231 с. 

26 Фет Е. А. Новые факты к истории древнерусского Пролога // Источниковедение литературы Древней Руси. Л.: Наука, 1980. С. 53–70. 

27 Фет Е. А. Пролог // Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1987. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. С. 376–381. 

28 Цонев Ив. От Дупничка Джумая (Македония) // Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София: Държавна печатница, 1892. Кн. 7. С. 175–181. (3-я пагинация)

29 The Types of the Folktale. A classification and bibliography. Antti Aarne's «Verzeichnis der Märchentypen» / translated and enlarged by Stith Thompson. Second Revision. Helsinki, 1964 [в статье — АaТh] 

30 Federowski M. Lud białoruski na Rusi Litewskiej. Materiały do etnografii słowiańskiej zgromadzone w latach 1877–1893. Krakow: Nakładem Akademii Umiejętności, 1902. Т. II: Baśnie, przypowieści i podania ludu z okolic Wołkowyska, Słonima, Lidy i Sokołki. Cz. 1. Baśnie fantastyczno–mityczne. 314 s.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации