Название статьи

Э. М. РЕМАРК И О. ЕРМАКОВ: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЗЫ О ВОЙНЕ НА ПРИМЕРЕ СЮЖЕТНОЙ МОДЕЛИ «ИНИЦИАЦИЯ»

Автор/ы

О. Е. Пахаленков

Сведения об авторе/авторах

Олег Евгеньевич Пахаленков — кандидат филологических наук, доцент, Смоленский государственный университет, ул. Пржевальского, д. 4, 214000 г. Смоленск, Россия. E-mail: olegpokhalenkov@rambler.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2017

Номер журнала

Т. 44

Страницы

С. 126–136

Дата поступления статьи

23.03.2017

Дата публикации

15.06.2017

Индекс УДК

82.091

Индекс ББК

83.3(4Гем)6 + 83.3(2Рос=Рус)7

Аннотация

В представленном исследовании затрагивается проблема продолжения рецепции традиции европейской литературы о Первой мировой войне в отечественной военной прозе в форме типологических схождений на разных уровнях текста: в системе персонажей, на уровне мотивов и фабулы. Статья посвящена компаративистскому анализу структуры образов героев в романе классика военной прозы о Первой мировой войне Эриха Марии Ремарка и романе современного отечественного военного прозаика Олега Ермакова «Знак зверя» о советской войне в Афганистане. Представленный анализ осуществляется на базе сюжетной модели «инициация», которая рассматривается в качестве основы военной прозы. В ходе сравнительно-сопоставительного исследования выявляются события, реализующие мотивную модель (например, мотивы смерти, противопоставления прошлого и настоящего, фронтовой дружбы, социальной адаптации и др.) на соответствующих этапах «инициации» героя. В основе лежит традиционный (трехчастный) сценарий инициации, согласно которому инициируемый удаляется от людей, подвергается смерти-трансформации, а затем возрождается уже другим человеком. Первый этап, удаление от людей, соответствует этапу взросления (подготовительному этапу), второй — фронтовым будням, третий — возрождению. Представленная в исследовании ядерно-периферийная мотивная модель позволяет рассмотреть мотивную модель произведений Ремарка и Ермакова не в динамике (от события и мотива к событию и мотиву), а в статике (т. е. учитывая весь комплекс мотивов в целом), так как перемещение мотивов из ядра на периферийную зону свидетельствует о значимости того или иного события на уровне фабулы произведения.

Ключевые слова

Э. М. Ремарк, О. Ермаков, сравнительное литературоведение, мотив, событие, фабула, сюжет, образ героя.

Список литературы

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 341 с.
2 Ермаков О. Знак зверя // Электронная библиотека RoyalLib.comURL: http://royallib.com/book/ermakov_oleg/znak_zverya.html (дата обращения: 10.01.2017).
3 Кузичева А. До и после «Знака зверя» // Книжное обозрение. 1993. 3 декабря (№ 48). С. 20.
4 Латынина А. Бесконечный кочевник перед бурей: [Олег Ермаков] // Литературная газета. 1997. 8 октября. С. 11.
5 Похаленков О. Е. Образ повествователя в прозе о Первой и Второй мировых войнах // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. № 5 (68). С. 154–159.
6 Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен // Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова. URL: http://lib.ru/INPROZ/REMARK/front.txt (дата обращения: 08.11.2014).
7 Роднянская И. Марс из бездны // Новый мир. 1993. № 4. С. 239–244.
8 Силантьев И. В. Мотив как проблема нарратологии // Критика и семиотика. 2002. Вып. 5. С. 32–60.
9 Силантьев И. В. Сюжетологические исследования. М.: Языки славянской культуры, 2009. 224 с.
10 Топер П. М. Война и история (Советская литература о Великой Отечественной войне в контексте мирового литературного процесса) // Вторая мировая война в литературе зарубежных стран / под. ред. П. М. Топера. М.: Наука, 1985. С. 5–68.
11 Remarque E. M. Im Westennichts Neues // E-Lingvo.net. URL: hhttp://e-lingvo.net/library_view_6325_1.html (дата обращения: 10.08.2014).
12 Fussell P. The Great War and Modern Memory. Oxford: Oxford University Press, 1975. 375 p.
13 Nekrassow V. VierzigJahredanach // Stalingrad. MitdemNachwort des AutorszurrussischenAusgabe 1981 im Possev-Verlag, Frankfurt am Main. AusdemRusschen von Alfred Frank. Berlin: FAB, 1992. S. 326.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации