Название статьи

МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА

Автор/ы

И. Хр. Христов

Сведения об авторе/авторах

Ивайло Христов Христов — доктор политических наук, доцент, Университет национального и мирового хозяйства, Студенческий город «Хр. Ботев», 1700 г. София, Болгария. E-mail: ivaylo.d@abv.bg

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2017

Номер журнала

Т. 44

Страницы

С. 32–42

Дата поступления статьи

25.04.2017

Дата публикации

15.06.2017

Индекс УДК

32.019.5+008

Индекс ББК

60+71.4

Аннотация

Статья рассматривает место и роль медиа в идеологическом аппарате неолиберализма. Подчеркнута роль глобализации и сформированный параллельно с нею новый имидж культуры восприятия и воздействия. СМИ, и в особенности телевидение и социальные сети, являясь частью неолиберальных доктрин, осуществляют своеобразный гипноз индивидуального и коллективного воображения и превращают идеологическую обработку массового сознания в часть целостного функционирования общества. Современное неолиберальное публичное пространство довольно коммерциализовано. Его функционирование связано не с объективностью, научностью или высоким искусством, распространяемым СМИ, а со спросом на соответствующий продукт. Этого можно достичь тремя основными инструментами — передачами, основанными на страхах людей, развлекательными передачами и скандалами, связанными с особыми нарушениями моральных или юридических норм. Отсюда и панический страх оказаться скучным, желание развлекать, возбуждать, находить способы привлекать аудиторию любой ценой; при этом центральное место занимают ненастоящие скандалы, страхи, слухи, сплетни, в передачах нарушаются те или иные моральные нормы — в результате всего этого медиа-пространство «желтеет». Налицо апологетика глубоко антинаучного взгляда: человек — не трудовое, а развлекающееся существо.

Ключевые слова

медиа, неолиберализм, идеология, коммуникация, глобализация, корпорации, бизнес.

Список литературы

1 Благов К., Спасов О. Влияние на медиа: владельцы, политики, рекламодатели. София: Изд-во Фондация «Репортер», 2014. 145 с.
2 Великов Н. Размышления об интересах социальных субъектов и некоторые изъяны в болгарской журналистике. София: Изд-во «Център за еврообразование и наука», 2013. 121 с.
3 Кльокнер М. Плюрализм в германской прессе — история // A-specto. София, 2015. № 16. С. 23–45.
4 Макдональд Д. Теория массовой культуры // Вопросы культурологиии. София, 2004. С. 8–32.
5 Проданов В. Неолиберальные глобализированные идеологические аппараты // Понедельник. 2015. № 9/10. С. 7–19.
6 Райчев А., Стойчев К. Что произошло? Рассказ о переходе в Болгарии 1989–2004. София: Изд-во «Труд», 2004. 248 стр.
7 Рифкин Д. Эпоха доступа: Новая культура хеперкапитализма, в котором вся жизнь платное переживание. София: Изд-во «Атика», 2001. 320 с.
8 Семов М. Добродетели болгарина. София: Изд-во «Тангра ТанНакРа», 1996. 299 с.
9 Филева П. Глобализация и медиа. София: «Военно издательство», 2012. 236 с.
10 Фукуяма Ф. Строительство государства. Управление и мировой переход в ХХI веке. София: Изд-во «Обсидиан», 2004. 182 с.
11 Хайлбронэр Р. Капитализм XXI века. София: Изд-во «Критика и хуманизм», 1997. 104 с.
12 Mahdi Darius Nazemroaya. Cultural Imperialism and Perception Management: How Hollywood Hides US War Crimes. Global Research. 2015. September 02.
13 Vik Bishop. The Illusion of Choice: Ninety Percent of American Media Controlled by Six Corporations. Waking Times. 2015. August 28.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации