Название статьи

ПЕРСОНОСФЕРА СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ДУХОВНОГО СТИХА

Автор/ы

Н. С. Мурашова

Сведения об авторе/авторах

Наталья Сергеевна Мурашова — кандидат искусствоведения, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, д. 28, 630126 г. Новосибирск, Россия. E-mail: 2107542@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2017

Номер журнала

Т. 45

Страницы

С. 71-85

Дата поступления статьи

13.03.2017

Дата публикации

15.09.2017

Индекс УДК

94(47)+ 821.161.1

Индекс ББК

86.372.81+83.3(2Рос=Рус)-5

Аннотация

Духовный стих как вид художественного творчества отличается собственной жанровой персоносферой, которая была значительно расширена старообрядческими авторами. Анализ персонажной сферы старообрядческого репертуара в контексте системы персонажей общерусских образцов свидетельствует об определенной автономности и самодостаточности метажанра старообрядческого духовного стиха. Рассмотрены ветхозаветная, новозаветная, агиографическая, апокрифическая и историческая группы персонажей. Специфическими для старообрядческих памятников являются исторические действующие лица ― участники событий, обусловленных расколом церкви. При этом реальные герои утрачивают свою подлинность, превращаясь в художественных
персонажей, которых можно соотнести с определенными персонажными типами: мучеников, христианских просветителей и знатоков вероучения, пустынножителей, аскетов, божьих угодников, чудотворцев и противостоящих им гонителей, лжеучителей, вероотступников и т. д. Типизация позволяет персонажей из мира старообрядцев поставить в один ряд с библейскими героями и христианскими святыми. В духовных стихах совершается народная канонизация ревнителей древлего благочестия. При всей многочисленности персоносферы в качестве метаперсонажей, аккумулирующих вокруг себя остальных героев, выступают праведник и грешник как выразители христианской аксиологии. Персоносфера старообрядческих духовных стихов отражает систему общехристианских ценностных координат и в то же время выступает способом религиозной идентификации ревнителей древлего благочестия и средством сохранения их этноконферссионального своеобразия. Собирая вокруг себя остальных героев, праведник и грешник выступают как выразители христианской аксиологии. Персоносфера старообрядческих духовных стихов отражает систему общехристианских ценностных координат и в то же время выступает способом религиозной идентификации ревнителей древлего благочестия и средством сохранения их этноконферссионального своеобразия.

Ключевые слова

духовный стих, старообрядцы, персоносфера, персонажные типы.

Список литературы

1 А. С. К истории Олонецкой ссылки // Олонецкие губернские ведомости. 1905. № 47. С. 3.
2 Валовая М. А., Поздеев В. А. Духовный стих в Вятке // Вятское старообрядчество. URL: http://www.kirovold.ru/content.php?id=21&page=qqrusegn_rus (дата обращения: 24.02.2017).
3 Волоскова М. Отец Андрей Павлович Попов, протоиерей // Русская вера. URL: http://ruvera.ru/people/andreiy_pavlovich_popov (дата обращения 20.02.2017).
4 Духовные стихи Воронежского края / подг. текст. и сост. Т. Ф. Пухова, Т. В. Мануковская, А. А. Чернобаева. Воронеж: Научная книга, 2011. 284 с.
5 Кожурин К. Я. «Всеобщественный християнский ходатай» (к 200-летию со дня кончины И. А. Ковылина) // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2009 год. СПб., 2008. С. 61–66.
6 Кудрявцева (Коробова) А. В. Духовные стихи как жанр фольклора: лекционный курс. М.: Издательские решения, 2016. 160 с.
7 Малышев В. И. Отчет об археографической командировке на Печору 1958 г. // Труды отдела древнерусской литературы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 513–521.
8 Мурашова Н. С. Повествования священноинока Евагрия // Проблемы изучения этнической культуры восточных славян Сибири XVII–XX вв. Новосибирск: Агро-Сибирь, 2003. С. 194–221.
9 Рукописи XVI–XX вв. и книги старой печати из собрания Института истории СО РАН / сост. Н. Д. Зольникова, А. И. Мальцев, Т. В. Панич, Л. В. Титова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 395 с.
10 Рычкова Е. В. Исторические стихи зауральского старообрядца-поморца // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16 (307). С. 105–109.
11 Селиванов Ф. М. Народные духовные стихи. М.: Русская книга, 2004. 552 с.
12 Селиванов Ф. М. Стихи духовные. М.: Сов. Россия, 1991. 333 с.
13 Сказ о табаке // Русская традиционная культура. URL: http://russiank.ru/duhovn.php (дата обращения: 22.02.2017).
14 Сказание об одиннадцати страдальцах XX в. // Credo.ru. URL: http://www.portalcredo.ru/site/?act=lib&id=1283 (дата обращения: 22.02.2017).
15 Стихи религиозного содержания / собр. и подг. епископ Силуян (Килин). Новосибирск: Новосибирская старообрядческая православная епархия, 1992. 210 с.
16 Терентьева П. Что такое духовные стихи // Православная Москва. URL: http://orthodoxmoscow.ru/chto-takoe-duxovnye-stixi/ (дата обращения: 25.02.2017).
17 Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс; Гнозис, 1991. 192 с.
18 Хазагеров Г. Г. Персоносфера русской культуры: два свойства персоносферы // Новый мир. 2002. № 1. С. 133–145.
19 Храмова Н. Б. Духовные стихи и канты // Религиозный фольклор в архиве Центра фольклора ННГУ: указатель сюжетов. Н. Новгород, 2008. С. 49–238.
20 Ярешко А. С. Песни астраханских «липован» (записи 70-х гг. XX в.). М.: Композиор, 2007. 60 с.
21 Filosofova T. Geistliche Lieder der Altgläubigen in Russland. Best and auf nahme. Edition. Kommentar. Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verlag, 2010. 544 s.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации