Название статьи

ИДЕНТИЧНОСТЬ ГЕРОЯ В ПРОЗЕ А. П. ЧЕХОВА 1880–1887 гг.

Автор/ы

А. Е. Агратин

Сведения об авторе/авторах

Андрей Евгеньевич Агратин — кандидат филологических наук, старший преподаватель, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, ул. Академика Волгина, д. 6, 117485 г. Москва, Россия. E-mail: andrej-agratin@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2017

Номер журнала

Т. 45

Страницы

С. 126-137

Дата поступления статьи

17.04.2017

Дата публикации

15.09.2017

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)52

Аннотация

Проблема идентичности героя лишь косвенно затрагивалась исследователями чеховской прозы. Тем не менее в произведениях 1880–1887 гг. она является доминантной. Персонаж выбирает один из трех типов самопозиционирования, которые различаются по степени широты/узости формируемых его условий: внеконтекстуальный, нестрого контекстуальный (ситуативный) и строго контекстуальный (нарративный). Образ «я» может быть чрезвычайно устойчивым, не зависеть от обстоятельств («Тссс!», «Унтер Пришибеев»). Нередко герой вынужден отказаться от избранной роли, если контекст ее реализации меняется на инвариантном уровне («Несчастье», «Репетитор»). Наконец, изображенный субъект может представить себя участником какой-либо истории («Тряпка», «Тяжелые люди»). Ни один из типов идентичности не позволяет персонажу обрести «самость», поскольку он вынужден всякий раз смотреть на себя с точки зрения другого, т. е. по определению ненадежной точки зрения.

Ключевые слова

А. П. Чехов, идентичность, герой, роль, «самость», нарративная идентичность.

Список литературы

1 Агратин А. Е. Повествовательные стратегии в прозе А. П. Чехова 1888–1894 гг.): дис. … канд. филол. наук. М.: МПГУ, 2016. 196 с.
2 Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М.: Изд-во МГУ, 1979. 326 с.
3 Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 384 с.
4 Рикер П. Повествовательная идентичность // Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М.: Academia, 1995. С. 19–37. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/pov_ident.php (дата обращения: 01.04.2017).
5 Рикер П. Я-сам как другой. М.: Изд-во гуманитарной лит., 2008. 416 с.
6 Сапожникова Р. Б. Анализ понятия идентичность: теоретические и методологические основания // Вестник ТГПУ. 2005. № 1. С. 13–17.
7 Сартр Ж.-П. Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания // Логос. 2003. № 2(37). С. 86–121.
8 Степанов А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: Языки славянской культуры, 2005. 400 с.
9 Тюпа В. И. Дискурсные формации: Очерки по компаративной риторике. М.: Языки славянской культуры, 2010. 320 с.
10 Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высшая школа, 1989. 135 с.
11 Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1974–1983.
12 Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 291 с.
13 Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
14 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
15 Bruner J. The Narrative Construction of Reality // Critical Inquiry. 1991. Vol. 18. № 1. P. 1–21.
16 Palmer A. Fictional Minds. Lincoln and London: University of Nebrasca Press, 2004. 276 p.
17 Ryan M.-L. Embedded Narratives and Tellability // Style. 1986. Vol. 20. № 3. P. 319–340.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации