← Назад

Название статьи: К вопросу об интерпретации византийского духовного и идейного наследия в русской религиозно-философской мысли ХIХ – начала XXI вв.
Автор(ы): Бажов С. И.
Рубрика: Теория и история культуры
Год: 2016
Номер журнала: № 3 (41)
Страницы: 37-51
Индекс УДК: 1 (091)
Индекс ББК: 87.3
Аннотация: В статье в русле историко-философского подхода впервые выделяется такой предметный аспект русской религиозно-философской мысли XIX–XX вв., как трактовки византийской темы (под которой понимается повышенное внимание, вплоть до реактуализации, к византийскому духовному наследию, оцениваемому положительно или отрицательно) в воззрениях П. Я. Чаадаева, К. Н. Леонтьева, Г. В. Флоровского, А. С. Панарина, С. С. Хоружего, М. Н. Громова и др., раскрывается мотивация актуализации византийской темы в русском религиозно-философском дискурсе. Наибольшее внимание уделяется характеристике воззрений А. С. Панарина и Г. В. Флоровского. В трактовке А. С. Панариным византийской темы выделяются два аспекта. Указание на византийскую православную традицию рассматривается как одна из важнейших основ идентичности российской цивилизации. Восточнохристиански ориентированная трактовка российской цивилизационной идентичности не позволяет отнести её к чисто западному или азиатскому типам идентичности, что имеет значение для культурно-политического самоопределения России. Второй аспект рассмотрения византийской темы у Панарина определяется признанием её актуальности в религиозно-философском отношении как источника особого типа религиозно-мировоззренческой установки, связанной с переживанием космической энергийности православной традиции. В религиозно-философском и богословском творчестве Г. В. Флоровского византийская тема — центральная. В трактовке Флоровского богословско-философский потенциал византийской православной традиции наиболее полно раскрылся в эпоху паламитских споров, и в структурном, а отчасти и в содержательном, отношении сохраняет значение образца и для последующих эпох. Образец этот учитывался Флоровским при формулировании богословско-философской программы неопатристического синтеза.
Ключевые слова: византийское духовное и идейное наследие, русская религиозная философия XIX – начала XXI вв., А. С. Панарин, Г. В. Флоровский, неопатристический синтез.
Cписок литературы: 1 Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/dv_r.php (дата обращения: 18.01.2016). 2 Громов М. Н. Изборник-70. Тверь: Альфа-Пресс, 2013. 560 с. 3 Киреевский И. В. В ответ А. С. Хомякову // Критика и эстетика. М.: Искусство,1979. С. 143–153. 4 Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире // Православная цивилизация. М.: Институт русской цивилизации, 2014 С. 39–574. 5 Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс: [б.и.], 1991. 599 с. 6 Хоружий С. С. Духовная и культурная традиции в России в их конфликтном взаимоотношении. URL: http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2010/07/hor_bilingua.pdf (дата обращения: 18.01.2016).
PDF файл:   Скачать