← Назад

Название статьи: У истоков скульптурной династии. Митрофан рукавишников: Творческие искания предвоенных десятилетий
Автор(ы):

Седова И. Н.

Рубрика: Искусствоведение
Год: 2016
Номер журнала: № 3 (41)
Страницы: 162-176
Индекс УДК: 75.03
Индекс ББК: 85.14
Аннотация: Статья посвящена творчеству Митрофана Сергеевича Рукавишникова — основателя одной из крупнейших скульптурных династий России. Благодаря архивным источникам и немногочисленным воспоминаниям современников, во многом удалось реконструировать его творческий путь, который в основном был посвящён исканиям в области синтезирующих форм искусства. Начав свои эксперименты в этом направлении ещё в юности, во время пребывания в Италии, он продолжил их, вернувшись на Родину. Одним из ярких результатов этой работы стало создание М. С. Рукавишниковым так называемой «передвижной фрески», о чём в своё время много писала советская пресса. В середине 1920-х гг. он активно работает в области театрально-декорационного искусства, будучи вдохновлён популярной тогда идеей создания постановок, предназначенных для массовых празднеств. В 1930-е гг. Рукавишников создаёт ряд архитектурно-скульптурных проектов, в которых во главу угла ставит синтез архитектуры и скульптуры. В это же время мастер близко сходится со знаменитым архитектором И. В. Жолтовским. Именно М. С. Рукавишникову принадлежала (так и не осуществлённая) идея организации «синтетической мастерской» при создаваемых в 1932 г. архитектурных мастерских, первой из которых руководил И. В. Жолтовский. В конце 1930-х – 1940-х гг. Митрофану Сергеевичу удалось осуществить ряд монументальных проектов, где он проявил себя преимущественно в качестве скульптора. Умер М. С. Рукавишников в 1946 г. от болезни сердца.
Ключевые слова: Митрофан Рукавишников, синтез искусств, фреска, скульптура, архитектура, проект, театр, монументальный.
Cписок литературы: 1 Дрейден С. Уроки Луначарского // Луначарский А. В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М., 1981. URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-massovyh-prazdnestvah/uroki-lunacharskogo (дата обращения: 16.03.2016). 2 Коненков С. Т. Мой век. Воспоминания. М.: Политиздат, 1988. 383 с. 3 Лансере Е. Дневники: в 3 кн. М.: Искусство – XXI век, 2009. Кн. 3: Искусство и государство. 800 с. 4 Луначарский А. В. Конёнков для цирка // Вестник театра. 1919. № 44. 5 Луначарский А. В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М., 1981. URL: http://ruslit.traumlibrary.net/book/lunacharskiy-o-prazdnestvah/lunacharskiy-o-prazdnestvah.html#work001 (дата обращения: 20.02.2016). 6 Музыка и революция. 1927. № 12 (24), декабрь. 7 Мурина Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М.: Искусство, 1982. 192 с. 8 Прицкер М. Диего Ривера и Рокфеллеры. URL: http://reporterru.com/?p=16991 (дата обращения: 15.02.2016). 9 Рукавишников М. Волжские богатыри // Эхо. 1925. № 18. 10 Топорков А. Волжские грузчики // Рупор. 1924. № 4. 11 Хазанова В. Э. Некоторые вопросы синтеза искусств в современной архитектуре первых послереволюционных лет // Вопросы современной архитектуры. М.: Госиздат по строит., архит. и строит, материалам, 1963. Сб. 2: Синтез искусств в архитектуре. С. 97–157. 12 Харевский С. Московский архитектор из Пинска. URL: http://www.istpravda.ru/pictures/2115/ (дата обращения: 16.03.2016).
PDF файл:   Скачать