← Назад

Название статьи: Контуры чужой речи как интекст в дискурсе славянской культуры
Автор(ы): МУЗЫКАНТ В. Л.
Рубрика: Теория и история культуры
Год: 2016
Номер журнала: № 1 (39)
Страницы: 27-40
Индекс УДК: 008
Индекс ББК: 71.1
Аннотация: Глашатаи в средневековом городе выполняли роль современных дикторов, при помощи слова брендировавших новые территориальные образования. Урбанистическая культура интенсивно порождала различные формы массовой коммуникации, а глобализация рынков объективно влекла за собой увеличение удельного веса «чужого слова» — интекста. Отчуждение самого коммуникационного действия не только от адресата, но и от адресанта привело к стиранию границ чужого слова, что крайне важно для эффективного брендинга территорий. На Руси подобную роль выполняли труды авторов учений и проповедей, влиявшие на формирование нравственных идеалов христианского мира, воздействовавшие своим опытом «человековедения» на другие литературные жанры. Ряд способов и методов красноречия был положен на бумагу, что существенно повлияло на развитие риторики как инструмента территориального брендирования. Так как семиосфера — структура, требующая раскодирования закодированного текста, то игнорирование законов кодирования или декодирования текстового сообщения, нарушение его исходных языковых параметров приводит к разрушению той самой семиотической системы, к которой принадлежит адресат. С раннего средневековья самым важным в искусстве оратора являлась разработка предмета речи, а культуре была отведена функция отбора информации о внешнем мире. Таким образом, различные культуры могут по-разному производить необходимый отбор и структурирование. В языке, в мифе и эпосе, как главных деятелях эпохи, определённо складывалось коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека. Поэтому адресность сохранившего национальный колорит текста — ключевой параметр территориального брендирования.
Ключевые слова: праславянин, глашатай, брендированные территориальные образования, красноречие, христианский мир, глобализация рынков, интекст, семиотическое поле, риторика, принципы переводческого дела, национальный колорит
Cписок литературы: 1 Африка. Иллюстрированный географический сборникъ, составленный преподавателями географии А. Круберомъ, С. Григорьевымъ, А. Барковымъ и С. Чефраковымъ. М.: Изд-е Тов-ва И. Н. Кушнеревъ и Ко, 1905. 536 с. 2 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с. 3 Буданцев Ю. П. Очерки ноокоммуникологии. М.: МНЭПУ, 1995. 112 с. 4 Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л.: Прибой, 1929. 157 с. 5 Герб и флаг России. Х–ХХ века / под ред. Г. В. Вилинбахова. М.: Юридическая лит., 1997. 560 c. 6 Гнедич П. П. История искусств (Зодчество, живопись, ваяние): в 3 т. 3-е изд. СПб.: Тов-во А. Ф. Маркс, 190. 596 c. 7 Гомер. Илиада. М.: Худож. лит., 1960. 436 с. 8 Грималь П. Цицерон. М.: Молодая гвардия, 1991. 544 с. 9 История культуры Древней Руси. URL: http://www.istoiarusi.ru/derevenskoe-goncharnoe-delo/goncharnye-klejma (дата обращения: 12.09.2015). 10 История русской литературы. Л.: Наука, 1980. Т. 1: Древнерусская литература / ред. Д. С. Лихачёв, Г. П. Макогоненко. 814 с. 11 Кони А. Ф. Избранные произведения / сост., вступит. ст. и примеч. Г. М. Миронова и Л. Г. Миронова. М.: Юридическая лит., 1956. 632 с. 12 Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПб., 2002. 768 с. 13 Музыкант В. Л. Брендинг: Управление брендом. М.: Инфра-М, 2014. 316 с. 14 Музыкант В. Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации. М.: Инфра-М, 2014. 216 с. 15 Музыкант В. Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. М.: Армада-пресс, 2002. 688 с. 16 Памятники Византийской литературы IV–IX веков. М.: Наука, 1968. 462 с. 17 Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1991. 495 с. 18 Регистры ремесел и торговли г. Парижа // Средние века. М., 1957. URL: http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/XIII/Registry/text1.htm (дата обращения: 12.09.2015). 19 Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Обновления, 1991. 336 с. 20 Федоров А. В. Основы общей теории перевода. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1983. 303 с. 21 Цицерон Марк. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972. 454 с. 22 Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М.: Джон Уайли Энд Санз, 1994. 285 с. 23 Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. Печать, радио, телевидение и документальное кино. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. 256 с.
PDF файл:   Скачать