← Назад

Название статьи: О роли переходного пространства в зрелищной культуре и электронной экранной реальности
Автор(ы): САЛЬНИКОВА Е. В.
Рубрика: Искусствоведение
Год: 2016
Номер журнала: № 1 (39)
Страницы: 189-204
Индекс УДК: 7.0+791.233
Индекс ББК: 85.33+71.05
Аннотация: Цель данного исследования — осмыслить содержание тех тенденций в современных экранных формах, которые связаны с разрушением иллюзий жизнеподобия, использованием полиэкранности, симультанным существованием разных условных пространственных зон перед взором зрителя. Гипотезой является наличие преемственности посткинематографических экранных форм у старинных форм театра и, шире, зрелищной культуры. Эта общность связана с пониманием границ визуальной формы и построения её пространства. Виртуальное пространство внутри экрана компьютера представляет бесконечные «анфилады» транзитных зон, переходных пространств, каждое из которых куда-то ведёт. Это строение аналогично площади, являвшейся существенным очагом социокультурной динамики и коммуникации на протяжении разных исторических эпох. Кроме того, в рамках старинной зрелищной культуры любое пространство могло перекодироваться в разновидность транзитной зоны, подобной городской площади, т. е. среды c размытыми границами, хорошо приспособленной к семантической полифонии. Для дореалистического театра имело высокую значимость понятие подразумеваемого пространства, смежного с пространством игровой условности. Такие смежные пространства были актуальны для многих форм русского народного театра, будь то вертеп, представление Петрушки, раёк и пр. Пространство внутри компьютерного экрана является современной модификацией транзитной зоны с визуальными обозначениями подразумеваемых смежных пространств. Это переходное пространство восходит к универсалиям архаического сознания и возвращает в повседневный обиход образ магической вселенной, что и объясняет столь быстрое приобщение к компьютерной культуре носителей самых разных национальных традиций.
Ключевые слова: культурология, визуальная культура, архаическое сознание, переходность, площадной театр, вертеп, раёк, ярмарка, повседневность, экран, коммуникация
Cписок литературы: 1 Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до начала XX века. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1995. 454 с. 2 Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция, конец XIX – начало XX века. М.: Наука, 1987. 320 с. 3 Бондаренко И. А. Средневековая Русь. Художественное единство древнерусского города // Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М.: НИИ РАХ, 1997. Кн. 1. С. 175–196. 4 Гоголь Н. В. Сорочинская ярмарка // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 7 т. М.: Худож. лит., 1984. Т. I. 320 с. 5 Колязин В. Ф. От мистерии к карнавалу. Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего Средневековья. М.: Наука, 2002. 242 с. 6 Лебедева Г. С. Декорации Агатарха и открытие театрального пространства в европейском искусстве // Театральное пространство. М.: Сов. художник, 1979. С. 59–80. 201 7 Новикова А. А. Телевизионная реальность. Экранная интерпретация действительности. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2013. 236 с. 8 Поздняя греческая проза / под ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Худож. лит., 1960. 700 с. 9 Русская народная драма XVII–XX вв. Тексты пьес и описания представлений / под ред. П. Н. Беркова. М.: Искусство, 1953. 355 с. 10 Савушкина Н. И. 1979. Особенности театрального пространства в представлении русских ряженых // Театральное пространство. М.: Сов. художник, 1979. С. 327–334. 11 Свидерская М. И. Караваджо. Первый современный художник. Проблемный очерк. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 240 с., ил. 12 Свидерская М. И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII–XIX веков. М.: Галарт, 2010. 238 с. 13 Сергеева О. В. Домашний телевизор. Экранная культура в пространстве повседневности. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. 162 с. 14 Сергеева О. В. Компьютерный экран как элемент домашней повседневности // Экранная культура. Теоретические проблемы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. С. 274–298. 15 Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб.: Алетейя, 2010. 464 с. 16 Стахорский С. В. Театральная культура Древней Руси. М.: ГИТР, 2012. 392 с. 17 Трубочкин Д. М. «Все в порядке! Старец пляшет…» Римская комедия плаща в действии. М.: ГИТИС, 2005. 424 с. 18 Фрейденберг О. М. Миф и театр. М.: ГИТИС, 1998. 134 с. 19 Craik T. W. The Tudor Interlude Stage, Costume, and Acting. Leicester University Press, 1957. 158 p. 20 Farrell J., Puppa P. A History of Italian Theatre. Cambridge University Press, 2006. 418 p. 21 Kulman A. B. Garrick Director. London, 1978. 295 p. 22 Ranger P. «Terror and Pity Reign In Every Breast» / Gothic Drama In the London Patent Theatres. 1750–1820. London, 1991. 23 Tenson I. Music and Culture in Late Renaissance Italy. Oxford: Oxford University Press, 2002. 265 p. 24 Tydeman W. The Theatre in the Middle Ages. Western European Stage Conditions. Cambridge: Cambridge University Press, 1978. 298 p.
PDF файл:   Скачать